|
|
N°162, 02 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Давно не виделись
В Москву прибывает инспектор Томин с театром «Гешер»
В начале 20-х годов Евгений Вахтангов поставил спектакль «Гадибук» в еврейской театральной студии «Габима». Шел он на иврите, но потряс многих ценителей театра, вовсе незнакомых с этим языком. Гастроли «Габимы» поразили Европу -- здесь именно «Гадибук», а вовсе не «Турандот» считается манифестом творчества Вахтангова. Отголоски этого спектакля находили в работах Питера Брука и Ежи Гротовского. В Россию же «Габима» не вернулась и была здесь намеренно забыта. К чему я это все рассказываю? Да к тому, что грядущие гастроли израильского театра «Гешер» -- почти зеркальное отражение этой истории.
«Гешер» существует 12 лет. Он создан учеником Георгия Товстоногова Евгением Арье в 1991 году, в самом начале новой репатриантской волны. В труппу вошли и уроженцы Израиля, и эмигранты -- выпускники ЛГИТМИКа, «Щуки», «Щепки», ГИТИСа, артисты московских, ленинградских и рижских театров. Кстати, известный всем «знаток» Леонид Каневский -- один из ведущих актеров «Гешера». Набравший силу и популярность театр уже участвовал в базельском, берлинском, манчестерском, мельбурнском, дублинском, манхеймском и авиньонском фестивалях. Впечатляет и список международных наград. Европейская пресса взахлеб писала о «русском чуде израильского театра». «Гешер» по-русски значит «мост»; главный режиссер убежден: это мост между израильской и русской культурами. Здесь не только работают уроженцы двух стран, но и спектакли идут в двух языковых версиях -- на русском и иврите. На двух языках говорит вся труппа. Такого нигде в мире не найдешь. Возникает резонный вопрос: почему в России об этом театре знают так мало?
Переговоры о гастролях «Гешера» велись ни много ни мало пять с половиной лет. Откуда такая медлительность, непонятно. Но вот наконец случилось -- Олег Табаков предоставляет сцену МХАТа для спектаклей театра «Гешер», которые пройдут с 9 по 15 октября. На пресс-конференции организаторы заявили, что это «событие настолько долгожданное, что в него с трудом верится». Театр привозит в Москву свои лучшие спектакли: «Деревушка», «Раб» и «Город (Одесские рассказы)». «Деревушка» Иешуа Соболя, одна из самых старых работ, была удостоена пяти призов Израильской театральной академии, а в 1997 году номинирована на премию за лучший гастрольный спектакль в Лондоне. Английская пресса не скупилась на похвалы: «Гешер» входит в число театральных лидеров. Пропустить их спектакль -- безумие!». «Деревенька» и «Раб» Исаака Башевиса-Зингера пройдут на иврите с синхронным переводом. «Город (Одесские рассказы)», инсценировку шести рассказов Исаака Бабеля, сыграют по-русски. Во всех трех спектаклях занят Леонид Каневский. Олег Табаков, заметив, что предзнаменования самые лучезарные, пожелал «Гешеру» полного мхатовского зала.
Ольга КУЗНЕЦОВА