|
|
N°160, 29 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два года лучше не болеть
Реформа медицинского страхования откладывается
Старт реформы системы обязательного медицинского страхования в России откладывается на год, а то и на два. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции замминистра экономразвития Михаил Дмитриев. По его словам, закон об обязательном медицинском страховании, который в июле был возвращен из Белого дома в МЭРТ на доработку, едва ли будет принят Госдумой раньше весенней сессии 2004 года. «Затем нам понадобится еще семь других законодательных актов и не менее 23 постановлений правительства, а на их подготовку уйдет не меньше полугода, скорее даже целый год», -- пояснил г-н Дмитриев. В итоге уже в нынешнем варианте закона, который, как планировалось весной, должен был вступить в силу с 1 января 2004-го, в качестве отправной точки реформы прописан 2005 год, но вполне возможно, что кардинальные изменения в системе ОМС начнутся и вовсе в январе 2006-го. «Мы делаем все возможное, чтобы избежать этого сценария, поскольку в любом случае первые три года реформы будут переходным периодом, -- говорит г-н Дмитриев. -- То есть в масштабах всей страны новая система обязательного страхования заработает только в 2008-м или 2009-м».
Напомним, что главная цель реформы -- ликвидация финансового дефицита в системе ОМС и повышение качества медицинского обслуживания застрахованных россиян. По мнению экспертов МЭРТ и руководителей федерального фонда ОМС, хроническое недофинансирование медицинских учреждений в России вызвано тем, что субъекты федерации несвоевременно и не в полном объеме оплачивают страховые взносы за неработающее население. Если работодатели, выплачивая единый социальный налог, тем самым выполняют свои обязательства и перед государством, и перед своими сотрудниками (часть ЕСН в размере 3,6% от фонда заработной платы составляют отчисления в ОМС), то регионы не торопятся наполнять территориальные фонды. Лишь в последние годы ситуация немного стабилизировалась, однако, по подсчетам директора ФФОМС Андрея Таранова, разброс по выплатам между благополучными и неблагополучными регионами огромен. В «нефтяных» областях местные бюджеты перечисляют по 3--4 тысячи рублей в год за каждого неработающего, а в «отсталых» счет идет на сотни. Михаил Дмитриев и другие разработчики реформы предлагают стимулировать отстающие регионы бюджетными дотациями, но доплачивать лишь тем, кто самостоятельно сумел выполнить свои обязательства перед системой ОМС. Кроме того, МЭРТ предлагает увеличить ту часть ЕСН, которая напрямую поступает в федеральный фонд (с нынешних 0,2% хотя бы до 1%) -- с тем чтобы из центра поддерживать испытывающие дефицит территориальные фонды ОМС.
Однако законопроект МЭРТ, содержавший и множество других предложений, в правительстве сочли слишком сырым. Как рассказал вчера г-н Дмитриев, ему поступило более 70 замечаний. Устранить их все пока не удалось. Хотя, пытаясь сделать закон удобным для всех заинтересованных ведомств, эксперты МЭРТ уже изрядно выхолостили документ, лишив его нескольких довольно привлекательных для простых граждан идей. В частности, если ранее предполагалось, что россиянам будет предоставлена возможность выбора между обязательным и добровольным медицинским страхованием (причем купившим полис ДМС обещали возвращать часть уплаченного работодателем ЕСН), то в нынешней версии законопроекта об этом уже не говорится. То есть для получения медицинской помощи более высокого качества, как и прежде, придется страховаться дважды.
Пока же команда г-на Дмитриева будет дальше дорабатывать законопроект и согласовывать его в инстанциях, ответственность по поддержке территориальных фондов ОМС будет нести Пенсионный фонд. Именно ПФР в этом году перечисляет дополнительные средства в регионы на медобслуживание пожилых людей. По словам главы фонда Михаила Зурабова, до конца этого года, по решению правительства, на поддержку 15 регионов будет выделено порядка 1,5 млрд рублей. «Перенос начала реформы на год не означает, что эксперимент с использованием средств ПФР прекратится, -- попытался вчера успокоить общественность Михаил Дмитриев. -- В проекте бюджета фонда на следующий год на эти цели запланировано уже 6 млрд рублей, и количество регионов, участвующих в эксперименте, будет увеличиваться». Правда, нельзя не отметить, что в списке облагодетельствованных деньгами Пенсионного фонда регионов нет самых «проблемных», ради поддержания которых во многом и затевалась очередная социальная реформа. Как пояснил замглавы МЭРТ, эти субъекты федерации просто «оказались технически не готовы».
Олег ВОЛКОВ