|
|
N°158, 27 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Списать на хулиганство
Министр обороны поспешил назвать причины катастрофы военных вертолетов
Гибель вертолетов, как военных, так и гражданских, похоже, становится в России будничным событием. Обстоятельства трагедий всегда разные, но везде одной из главных причин называется «человеческий фактор». Вчерашняя гибель двух военных вертолетов на Дальнем Востоке в этом смысле вполне закономерна -- офицеры армейской авиации после передачи вертолетов из Сухопутных войск в ВВС лишены возможности совершенствовать свои летные навыки.
Два ударных вертолета Ми-24 столкнулись при заходе на посадку на аэродроме Черниговский в 80 километрах от Уссурийска в 13 часов 48 минут по местному времени (6.48 по Москве). В результате неудачного маневра винт ведомого вертолета обрубил хвост ведущего и оба рухнули с высоты примерно 50 метров на землю, взорвались и загорелись. Трагедия произошла на глазах министра обороны РФ Сергея Иванова. Шесть человек погибли. Из экипажей вертолетов выжил только летчик-оператор Владислав Гвоздев, который с многочисленными травмами и переломом позвоночника доставлен в реанимационное отделение районной больницы. Врачи оценивают его состояние как критическое.
Разбившиеся боевые машины участвовали в продолжающихся уже неделю командно-штабных учениях Тихоокеанского флота «Восток-2003». Группа из восьми Ми-24 выполнила задачу по огневой поддержке высадки десанта на полигоне и возвращалась домой...
По одной из первых версий, причиной катастрофы могли стать птицы. Один из свидетелей происшествия видел, как при посадке птица влетела в двигатель ведущего вертолета. Вертолет резко потерял скорость и управление и столкнулся с ведомым. Но прокуратура Дальневосточного военного округа возбудила уголовное дело по статье 351 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». На месте происшествия работает следственная группа. Но уже по результатам предварительного расследования комиссии, состоящей из военных, министр обороны Сергей Иванов поспешил заявить, что катастрофа вызвана бравадой и легкомыслием летчиков. Министр назвал их действия воздушным хулиганством (термин, кстати, вполне официальный, проходящий в армейских руководящих документах).
Оставим в стороне поспешность и даже бестактность выводов, сделанных министром, -- можно было бы повременить с таким резюме. Однако в его высказываниях есть моменты, требующие уточнения. Например, по его словам, заход на аэродром и проход над взлетно-посадочной полосой одновременно пары вертолетов не планировалось. На самом деле, как стало известно газете «Время новостей», события перед трагедией развивались по сценарию, отличному от представленного г-ну Иванову комиссией военного округа. По плану вертолеты должны были садиться как раз парами. Однако, находясь в прекрасном настроении после успешно выполненной задачи, летчики решили продемонстрировать министру проход развернутым боевым строем. Запросили руководившего полетами заместителя командира вертолетного полка подполковника Парамовского, тот дал добро. И четверка вертолетов, выстроившись в линию фронта и разогнавшись до 200 км/час., гордо прошла над аэродромом. После такого маневра и садились вертолеты четверкой, по-вертолетному, то есть вертикально, с зависанием и на небольшом расстоянии друг от друга. Тут требуется большое мастерство, учет силы ветра. Но редко тренирующиеся экипажи с групповой посадкой не справились. И воздушным хулиганством это можно назвать с большой натяжкой.
Так случилось, что за несколько дней до трагедии в номере за 19 августа в статье «Вертолеты стоят на земле. Армейская авиация теряет боеспособность» газета «Время новостей» рассказывала о бедственном положении военных вертолетчиков. В результате передачи армейской авиации из Сухопутных войск в ВВС практически упразднено управленческое звено этого рода войск. Топливом, жалуются вертолетчики, их обеспечивают по остаточному принципу. Более двухсот высококлассных летчиков оказались не у дел. До сих пор не утвержден командующий армейской авиацией. Генерал-майор Виктор Иванов исполняет обязанности.
Бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов сказал вчера, что причиной катастрофы стало резкое ослабление летной подготовки экипажей армейской авиации, переданной в ВВС. Она, по мнению генерала, за год скатилась до критической черты. Экипажи, полагают специалисты, давно не летали в плотном боевом строю. Как выяснилось, никто из управления армейской авиации даже не знал, что вертолеты этого полка будут принимать участие в учениях на Дальнем Востоке. Следовательно, никто не контролировал подготовку к ним летчиков.
Вчера вечером на Дальний Восток вылетела комиссия во главе с начальником инспекции по расследованию авиапроисшествий Службы безопасности полетов авиации вооруженных сил генерал-майором Александром Филипповым.Экипажи разбившихся вертолетов
Командир эскадрильи подполковник Юрий Аксенов, борттехник старший лейтенант Юрий Усатов, старший летчик капитан Владимир Сыщук, штурман звена капитан Дмитрий Белов и борттехник старший лейтенант Дмитрий Дербенев. На борту одного из вертолетов находился и офицер воспитательной службы лейтенант Кулагин. Как правило, во время больших мероприятий сотрудники этой службы снимают с борта вертолета на фото- и видеокамеру события для истории.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток, Николай ПОРОСКОВ