|
|
N°157, 26 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
10% Гусинского
Греческий суд ошибки в задержании Владимира Гусинского пока не нашел
Судьба опального российского олигарха и медиа-магната Владимира Гусинского, задержанного в пятницу в аэропорту Афин при довольно загадочных обстоятельствах вчера начала, наконец, понемногу проясняться. Утром создатель группы «Мост», которого Генпрокуратура РФ обвиняет в мошенничестве и «отмывании» на 250 млн долларов, предстал перед прокурором афинского аппеляционного суда для решения вопроса о его задержании или освобождении. После непродолжительного заседания г-н Гусинский из здания суда так и не вышел, а в полицейской машине под конвоем был отправлен в городскую тюрьму «Коридаллос».
Как предполагается, пробудет он там до вердикта судебного совета апелляционного суда Афин, который и решит, стоит ли бизнесмена экстрадировать в Россию. Примечательно, что пока дата решающего заседания не определена. Как оказалось, греческим властям пока не поступало официальной просьбы от Генпрокуратуры РФ, которая изначально и разыскивала г-на Гусинского, о его выдаче. По местным законам, находиться под арестом в Греции российский бизнесмен может не более 45 суток. Именно такой срок отводится для рассмотрения дел по экстрадиции. И теперь, судя по всему, спасти Владимира Гусинского от возвращения в один из московских СИЗО может только одно -- если из Москвы требования о его выдачи вообще не последует, или поступит вообще отказ от розыска. Что, впрочем, учитывая прежнюю эпопею с «делом Гусинского» и странные обстоятельства его поимки в Греции, очень маловероятно. В противном случае шансы отправки бывшего главы «Моста» на родину, по оценкам самих греческих чиновников, составляют не менее 90%. Между Россией и Грецией заключен двусторонний договор о правовой помощи, и все россияне, задержанные там, до сих неизменно отдавались нашим следователям.
Примечательно, что основания собственно задержания г-на Гусинского так и остались пока неизвестны. Представители суда, где рассматривался вопрос о его аресте, присутствовавшие на заседании адвокаты и даже представители российских спецслужб в неофициальных беседах сказали, что остановлен в аэропорту Афин бизнесмен якобы был по запросу Интерпола. Он значился в полицейской базе как лицо, разыскиваемое именно этой службой по запросу России еще от 2000 года. Однако представитель правительства Греции Христос Протопапас журналистам официально заявил, что поводом для задержания г-на Гусинского стал запрос российских спецслужб именно в рамках двустороннего договора.
Юридически для начала процедуры экстрадиции бывшего олигарха происхождение запроса -- дело принципиальное. Дело в том, что еще в 2001 году суд Испании отказался выдавать Владимира Гусинского России, усмотрев в его «российским деле» политику. Тогда же руководство Интерпола заявило, что больше не будет по тем же причинам задерживать его и отзовет его данные из своих баз данных во всех странах-участницах (Греция относится к их числу). То есть «сторожевик», по которому ориентировались полицейские в аэропорту Афин, должен считаться недействительным. Если же запрос поступил напрямую из Москвы, то задержание могло бы считаться законным. Однако вчера представители и самой Генпрокуратуры хранили гробовое молчание, из чего можно было сделать вывод, что запрос так и не направлялся. Что-то разъяснить в Генпрокуратуре обещали только сегодня.
В результате вчера все выглядело так, что задержан г-н Гусинский был на самом деле не очень законно. Не исключено, что лепту во всю эту историю внесли и спецслужбы, которые, возможно, отследили, куда и когда прибудет бывший олигарх, и предупредили «союзнических» полицейских. Хотя очевидно, что для его дальнейшей судьбы это уже значения, судя по всему, иметь не будет. Без сомнения, запрос Генпрокуратуры рано или поздно в Афины отправлен будет. Иначе российским властям в нынешней ситуации поступать просто нельзя. Отказ от приема г-на Гусинского будет означать почти официальное признание российских властей перед международным сообществом, что у нас уголовные дела все же имеют политическую подоплеку.
Виктор Пауков