|
|
N°157, 26 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правда «черных ящиков»
Вертолет сахалинского губернатора летел неправильным курсом
Первые предварительные выводы о причинах катастрофы вертолета Ми-8, разбившегося 20 августа на Камчатке, огласила вчера занимающаяся расследованием ЧП правительственная комиссия под руководством главы МЧС Сергея Шойгу. В результате аварии, как уже сообщалось, погибли 20 человек, включая почти все руководство Сахалинской области и губернатора Игоря Фархутдинова. Расшифровав данные найденных на месте трагедии двух «черных ящиков», эксперты, по их словам, обнаружили целый «набор» вопиющих нарушений, допущенных экипажем упавшей машины. Очевидно, именно на них -- погибших летчиков, а отчасти и на авиакомпанию «Халактырские авиаперевозки», которой принадлежал Ми-8, -- и будет возложена вина за гибель сахалинского губернатора и его спутников.
Согласно данным расшифровки параметрического и речевого самописцев, находившихся на Ми-8, в последнем полете экипаж вертолета просто вводил в заблуждение диспетчеров аэропорта. Через 25 минут после вылета из аэропорта Елизово под Петропавловском-Камчатским, когда до падения машины оставалось всего 12 минут, командир экипажа Анатолий Гузанов доложил на землю, что следует заданным курсом и прошел очередную контрольную точку. Однако согласно данным приборов оказалось, что на самом деле в этот момент Ми-8 находился в другом месте -- при заданном курсе полета 292 градуса вертолет со скоростью 227 км/час шел по курсу 214 градусов, отклонившись от маршрута порядка 40 км. Кроме того, экипаж не соблюдал и минимальную безопасную для этого района высоту в 1350 метров. В момент радиосвязи Ми-8 находился всего на 800 метрах, что летчики в докладе диспетчерам также скрыли. Последние же 7 минут полета вертолет вообще то резко снижался, то набирал высоту, маневрируя, по предположениям экспертов, между сопок.
Также эксперты, по заявлению г-на Шойгу, в целом смогли восстановить и картину самой катастрофы. Согласно записи приборов, за 1,8 секунды до катастрофы машина находилась на высоте всего 13,3 метра над землей. Судя по всему, в этот момент экипаж неожиданно заметил какое-то препятствие. По данным «черных ящиков», пилот при этом резко взял штурвал на себя, изменяя положение конуса несущего винта -- попросту пытаясь остановить движение машины вперед и одновременно ускорить вертикальный подъем. Однако тяжелый фюзеляж Ми-8 не успел отклониться до горизонтального положения, и лопасти несущего винта захлестнули и обрубили хвостовую балку. В результате Ми-8 начал вращаться вокруг оси и рухнул на землю.
В этот момент, по мнению экспертов, находившиеся на борту люди испытали огромные перегрузки и их стало кидать по салону, а некоторых просто выбросило из машины. Работавшие на месте катастрофы спасатели находили тела погибших в радиусе 70 метров. При ударе же о землю многотонные двигатель и основной редуктор пробили обшивку салона, не оставив людям даже последних шансов на спасение.
Вчера же стало известно, что родственники Игоря Фархутдинова, проживающие в Москве, решили похоронить его в столице. Тело губернатора будет доставлено из Южно-Сахалинска в Москву в среду днем, где в храме Христа Спасителя пройдет панихида, после чего он будет похоронен на Новодевичьем кладбище.
Александр РАСКИН