|
|
N°157, 26 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Час пик» в Краснодаре
Пассажиры и прохожие -- жертвы загадочных взрывов в столице Кубани
Краснодарский край вчера был переведен, по сути, на полувоенное положение в связи с загадочной серией терактов, сотрясшей город рано утром. Сразу в трех административных округах краевого центра -- Западном, Карасунском и Прикубанском -- почти одновременно прогремело три мощных взрыва. Самодельные бомбы начали срабатывать около 7.30 друг за другом в течение десяти минут. По данным ГУВД Краснодарского края, взрывчатка была заложена на автобусных остановках под кровлю еще ночью. По последним данным, в результате диверсий погибли три человека. Еще 17 были ранены, 13 из которых отправлены в больницы. Состояние двоих пострадавших -- женщины 64 лет и мужчины 60 лет -- врачи вчера оценивали как критическое. Все погибшие и пострадавшие, по предварительным данным, оказались людьми абсолютно случайными -- пассажирами, ожидавшими автобусы и троллейбусы, и просто прохожими.
Одновременные взрывы в разных концах города, естественно, вызвали легкую панику в местных спецслужбах. На ноги сразу был поднят личный состав всего УВД и УФСБ. Глава администрации срочно созвал заседание краевого правительства. Глава МВД РФ Борис Грызлов провел селекторное совещание с руководителями министерства в регионах, отправив в Краснодар одного из своих заместителей. Также в Краснодар для помощи местным силовикам в расследовании ЧП вылетели опергруппы МВД и ФСБ. Сам город уже через час после трагедии был практически «закрыт» -- ужесточен контроль на въезд и выезд, спецслужбы организовали «сплошное» сканирование всех мобильных и городских телефонных переговоров, введены усиленные меры безопасности на всех курортах края. Особое внимание уделяется проверке автотранспорта, следующего со стороны соседних северокавказских республик.
В качестве первого и самого очевидного объяснения взрывов, одновременно произошедших в час пик, спецслужбы выдвинули версию об очередной акции чеченских террористов. Хотя попутно изучались и другие. Вероятно, внимание к иным версиям объяснялось относительно небольшими зарядами сработавших в Краснодаре бомб -- «всего» не более 500 граммов тротила. Чеченские же боевики, как показали события последних месяцев, уже давно вышли на другой «качественный» уровень, взрывая минимум килограммы, а то и тонны взрывчатки. В связи с этим оперативники не исключали самые разные и даже экзотические версии происшедшего -- что подрыв могли совершить люди, больные пироманией (причем психическое расстройство вполне могло стать последствием участия в боевых действиях в горячих точках), либо сугубо криминальные элементы -- с целью посеять панику и дестабилизировать обстановку в городе, к примеру, для совершения крупного ограбления. Впрочем, в любом случае уголовное дело Краснодарская краевая прокуратура возбудила по двум статьям УК РФ -- 105 (умышленное убийство) и 205 (терроризм).
Взрывы произошли на улице Трудовой славы, в районе дома 36а на перекрестке улиц Декабристов и Достоевского и на улице Тургенева у дома 155. На место сразу были высланы группы прокуратуры, УВД и УФСБ, одновременно в городе ввели план-перехват «Вулкан-5». Однако никаких следов и даже признаков присутствия террористов найти не удалось, и спецслужбы ограничились только фиксацией результатов происшедшего. Почти сразу были установлены личности погибших. 61-летний Ким Капацкий погиб на месте, 20-летняя Светлана Ширяева и 30-летняя Татьяна Замохина скончались уже в машинах «Скорой».
Эксперты со своей стороны дали предварительное заключение об устройстве взорвавшихся бомб. По официальной информации, на автобусных остановках сработали самодельные взрывные устройства, начиненные металлическими фрагментами -- гайками и болтами мощностью 200--300 граммов в тротиловом эквиваленте каждая. По мнению специалистов, взрывчатка была упакована в алюминиевые банки из-под пива или безалкогольных напитков и приведена в действие часовым механизмом. Также эксперты установили, что на местах взрывов есть следы высокотермичного воздействия, указывающие на вероятное применение в качестве основного заряда пластида.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев уже вчера на срочно созванном заседании совета безопасности и региональной антитеррористической комиссии принял решение оказать пострадавшим материальную помощь. Раненые получат из краевого бюджета по 10 тыс. руб., семьи погибших -- по 30 тыс. руб. Кроме того, за любую информацию, которая поможет выйти на след преступников, организовавших и исполнивших взрывы, глава администрации объявил вознаграждение в размере 100 тыс. долларов.
В Москве вчера никто из высокопоставленных чинов комментировать события в Краснодаре -- очевидно, за неимением вразумительного объяснения -- не решился. Только глава МВД Борис Грызлов, прибыв с рабочим визитом в Минск, уверенно заявил журналистам, что краснодарские взрывы будут раскрыты. «Такая уверенность у нас есть, поскольку все последние теракты благодаря кропотливой, целенаправленной работе всех спецслужб у нас были раскрыты», -- объявил министр. Правда, что именно г-н Грызлов подразумевал под «всеми последними» и «раскрытыми», так и осталось пока загадкой. За последние полгода чеченские боевики провели в Чечне, соседних республиках и Москве не менее десятка диверсий, снося с лица земли целые кварталы. Однако о том, что спецслужбам удалось по этим расследованиям заполучить хоть одного предметно обвиняемого человека (за исключением несостоявшейся шахидки Мужихоевой, пытавшейся взорвать бомбу на Тверской улице в Москве), никто до сих пор официально не сообщал. Более того, по большинству терактов спецслужбы, насколько известно, даже достоверно не узнали, как и где они готовились и кто именно был заказчиком. На счет «традиционного» Басаева следователи всегда говорили только предположительно, поскольку точных показаний на этот счет не имеется.
Ярослав ЗОРИН, Виктор ПАУКОВ