Правительство не намерено передавать «МиГ» в частные руки, хотя этот флагман отечественного ВПК включен в правительственную программу приватизации на 2004 год. Все акции Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» после акционирования будут находиться в федеральной собственности. Такое разъяснение дал журналистам в прошлую пятницу начальник департамента правительственной информации (ДПИ) Алексей Горшков.
Накануне, 21 августа, ДПИ распространил текст распоряжения Михаила Касьянова об утверждении программы приватизации на 2004 год. Этим решением корпорация «МиГ», наряду с другими объектами государственной собственности, была исключена из списка предприятий, приватизация которых запрещена, и
внесена в перечень предприятий, намеченных к приватизации в 2004 году. Причем, как удалось установить нашей газете, РСК «МиГ» не фигурировала в проекте программы приватизации, который рассматривался на заседании правительства 17 июля. Корпорация попала в документ в процессе его доработки после заседания. Для руководства РСК новость о приватизации фирмы оказалась полной неожиданностью.
«О продаже пакета акций будущего акционерного общества РСК «МиГ» речь не идет», -- заявил в пятницу Алексей Горшков. Он сообщил, что включение корпорации в перечень приватизируемых предприятий -- лишь подготовительный шаг к созданию холдинга АО «РСК «МиГ». «Холдинговая компания будет создана путем закрепления 100% акций РСК «МиГ» в федеральной собственности ориентировочно в 2005 году», -- сказал г-н Горшков. Помимо подразделений одноименного нынешнего ФГУПа в холдинг войдут нижегородский авиастроительный завод «Сокол», тушинское машиностроительное КБ «Союз», завод «Красный Октябрь» (Санкт- Петербург) и ряд других предприятий. «Для создания холдинга необходимо акционировать РСК «МиГ», именно поэтому ФГУП РСК «МиГ» и было включено в программу приватизации на 2004 год», -- сказал Алексей Горшков.
Ряд видных специалистов в области имущественного права подтвердили газете «Время новостей», что в строго юридическом плане акционирование с сохранением государственной собственности действительно может рассматриваться как разновидность приватизации. По мнению известного адвоката Александра Добровинского, после создания АО государство (даже если оно остается единоличным собственником предприятия) уже владеет имущественным комплексом фирмы не напрямую, а через находящиеся в его распоряжении ценные бумаги. И управляет оно этой фирмой при помощи общих для любого АО органов и инструментов (совет директоров и т.п.). В этом случае, считает Добровинский, по формальным признакам можно говорить о состоявшейся приватизации.
Вместе с тем источник газеты «Время новостей» в одном из федеральных ведомств признал, что создалась двусмысленная ситуация: приватизация предполагает разгосударствление, чего в случае с преобразованием ФГУП в АО со 100-процентным госучастием не произойдет. По его мнению, попадание РСК «МиГ» в программу приватизации некорректно, и для преобразования корпорации в АО требовалось бы решение с соответствующей формулировкой. К тому же, заметил он, после включения «МиГ» в программу приватизации не осталось юридических препятствий для передачи акций этого АО и в частные руки. Поэтому вопрос о продаже этих ценных бумаг может появиться в повестке дня в любой момент.