|
|
N°156, 25 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Арафат против Абу Мазена. Эпизод 2
Новый виток «холодной гражданской войны» в коридорах палестинской власти
Антитеррористическая операция «Направленный звук», начатая Израилем в ответ на беспрецедентно кровавый теракт в автобусе в Иерусалиме, привела к серьезным разногласиям в верхушке палестинской администрации.
Сторонники премьер-министра автономии Махмуда Аббаса (Абу Мазена) считают, что далее уклоняться от борьбы с террористическими группировками просто губительно. Израиль тогда полностью возьмет эту задачу на себя и тем самым окончательно докажет мировому сообществу недееспособность палестинского кабинета. Сторонники Ясира Арафата и сам «раис», напротив, всячески противодействуют попыткам Абу Мазена и министра внутренней безопасности Мухаммада Дахляна открыть внутрипалестинский фронт борьбы с террором.
После того как в субботу Дахлян заявил, что приступает к «самому решительному наведению порядка и законности» на палестинских территориях, в окружении Арафата начались разговоры о смещении непокорного министра. По приказу Дахляна палестинская полиция взорвала четыре туннеля, прорытых для доставки оружия и боеприпасов возле Рафиаха (сектор Газы), а вслед за этим начались и аресты боевиков.
Тогда в Рамалле на экстренном совещании руководства арафатовской партии ФАТХ на пост главы силовых структур автономии назначили 60-летнего Насера Юсефа, известного не столько заслугами на ниве обеспечения внутренней безопасности, сколько беспредельной преданностью Ясиру Арафату лично. Узнав об этом ранним утром воскресенья, Абу Мазен заявил, что если это назначение вступит в силу, он подаст в отставку вместе с Дахляном. И уже несколько часов спустя из канцелярии Арафата сообщили, что «раис раздумывает над сложившейся ситуацией» и «решение о назначении Юсефа пока не окончательное».
Информация из палестинских источников настолько разноречива, что определить, на чью сторону склоняется чаша весов, вчера было просто невозможно. Сообщение о том, что назначение Юсефа и смещение Дахляна были согласованы с США и Израилем, с учетом крайнего недоверия, которые испытывают американцы и израильтяне к Арафату, звучит просто невероятно.
Противоречит этому и точка зрения одного из высокопоставленных израильских чиновников. На условиях анонимности он сказал корреспонденту «ВН», что «смещение Дахляна будет однозначно воспринято Вашингтоном и Иерусалимом как прямой отказ палестинской стороны от предусмотренной «Дорожной картой» борьбы с террором».
Операция «Направленный звук» между тем продолжается. Израильские войска взяли под контроль все основные очаги террористической активности в Иудее и Самарии. Столкновения с боевиками ХАМАС и «Исламского джихада», широкомасштабные обыски и аресты не прекращаются там с минувшей пятницы. Активность израильской армии и служб безопасности приостановлена лишь в Газе, где, по заявлению представителя Генштаба, «решено предоставить палестинцам (читай -- Абу Мазену и Дахляну. -- Ред.) еще один шанс доказать серьезность своих намерений».
Дополнительным, но крайне важным фактором дестабилизации грозит стать демонстративный обстрел палестинскими боевиками пляжа близ крупного израильского города Ашкелон ранним утром в воскресенье. Дело в том, что в ходе обстрела была впервые в истории конфликта применена модернизированная ракета «Кассам-2» с повышенной дальностью действия. Еще недавно заявления Израиля о том, что палестинцы используют перемирие для восстановления сил и совершенствования вооружений можно было отмести как недоказанные. Но со вчерашнего дня ясно, что наличие у палестинцев ракет почти 10-километровой дальности уже не домысел, а реальность.
Оказавшись перед угрозой ракетных атак на крупные города юга страны, Израиль уже не может терпеливо ожидать развязки внутрипалестинских споров. Если новый виток этих споров закончится отставкой Абу Мазена или Дахляна и борьба с инфраструктурой террора силами самих палестинцев окончательно отойдет в область несбывшихся надежд, израильтянам придется брать дело в свои руки. Потому что другого выхода у них просто не останется.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив