|
|
N°156, 25 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Погибли все
Высокая турбулентность погубила вертолет губернатора Сахалина
С понедельника в Камчатской и Сахалинской областях объявлен трехдневный траур по жертвам произошедшей в среду на Камчатке авиакатастрофы пассажирского вертолета Ми-8. В выходные власти официально сообщили, что все находившиеся на борту 20 человек, включая губернатора Игоря Фархутдинова и других руководителей Сахалинской области, погибли.
Все три дня, пока на юге Камчатки шла операция по розыску пропавшего Ми-8, спасатели не теряли надежды, что вертолет совершил где-нибудь в труднодоступном месте вынужденную посадку и находившиеся на нем люди живы. Однако, к вечеру субботы подтвердились самые худшие опасения - около 17.45 по местному времени обломки губернаторского вертолета были обнаружены с воздуха одной из поисковых групп у подножия сопки Опала на правом берегу реки Апачан в 115 км юго-восточнее Петропавловск-Камчатского. Первый осмотр места трагедии однозначно показал, что выжить ни у кого из находившихся на борту Ми-8 шансов не было - машина почти камнем рухнула с высоты около 1,5 км. Уже вчера тела всех погибших были эвакуированы спасателями в Петропавловск-Камчатский и опознаны. По решению полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе, большинство жертв катастрофы будут похоронены в Южно-Сахалинске в братской могиле, на месте которой решено возвести мемориальный комплекс.
Сразу после известия о завершении поисковой операции на Камчатке президент Путин создал правительственную комиссию для расследования причин катастрофы. Руководить ей назначен глава МЧС Сергей Шойгу. Обследовав место катастрофы, члены комиссии вчера воздерживались от комментариев о возможных версиях трагедии. Предварительные выводы, как ожидается, эксперты объявят сегодня после получения первых данных расшифровки «черных ящиков» погибшего Ми-8. В неофициальном же порядке эксперты Минтранса уже высказали предположение, что причиной катастрофы Ми-8 могло стать сочетание экстремального природного явления и ошибки пилота, не сумевшего «вывести» машину, попавшую в зону высокой турбулентности.
Вертолет Ми-8 авиакомпании «Халатырские авиаперевозки», на котором находились губернатор Сахалина Игорь Фархутдинов и сотрудники обладминистрации, вылетел из аэропорта «Елизово» в пригороде Петропавловска-Камчатского в расположенный на острове Парамушир город Северо-Курильск 20 августа в 14.40. Чиновники собирались проинспектировать готовность местного ЖКХ к зиме. Прибыть на место Ми-8 должен был около 16.10, однако, через час полета экипаж машины при прохождении второй контрольной точки не вышел на связь.
Поначалу спасатели заявляли, что пропажа Ми-8 в пути стала полной неожиданностью, однако, уже к выходным неожиданно появилась странная информация, что экипаж вертолета примерно через 7 минут после первого контрольного сеанса связи, в 15.12, пытался связаться с «землей». Что именно сообщали летчики, пока не ясно, но очевидно, что это произошло именно в последние минуты или секунды перед аварией.
Так или иначе, но найден разбившийся Ми-8 был в 40 км в стороне от маршрута, которым должен был следовать. Корпус машины в целом сохранился, но был сильно покорежен. Небольшие обломки машины спасатели нашли разбросанными в радиусе 70 метров. Большинство погибших были извлечены из разбитого корпуса, несколько рядом. Судя по всему, при падении машины их выбросило в воздухе из салона.
По словам главы МЧС Сергея Шойгу, вчера по результатам осмотра обломков Ми-8 можно констатировать, что вертолет рухнул вниз с высоты 1350 метров, находясь в вертикальном положении, вращаясь вокруг оси. Об этом свидетельствует обрубленная несущим винтом хвостовая балка машины и проломленная редуктором винта крыша фюзеляжа. По мнению специалистов Минтранса, эти обстоятельства могут говорить о том, что машина начала падать из-за попадания в «воздушную яму». В таких случаях пилоты выравнивают машину, увеличивая тягу основного винта. Но, как считают эксперты, если этот маневр выполнять слишком резко, из-за воздушных потоков возникает сразу несколько опасностей - несущий винт, изогнувшись, может перебить хвостовую балку или хвостовой винт, обеспечивающий продольную устойчивость. Впрочем, эксперты не отбрасывают пока и сугубо техническую версию. По данным камчатского терруправления гражданской авиации, погибший «борт» RA-25194 был построен на Казанском вертолетном заводе еще в 1991 году, но весной этого года прошел капремонт.
Со своей стороны расследованием гибели Ми-8 занялись и представители Генпрокуратуры, также в субботу вылетевшие на Камчатку. Уголовное дело расследуется по ст. 263 УК РФ - «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Следователи уже заявили, что авиакомпания «Халактырские авиаперевозки» не имела право перевозить руководителей столь высокого ранга, а также с нарушениями вела документацию. В связи с этим в авиакомпании и диспетчерской службе аэропорта «Елизово» уже прошли обыски и был наложен арест на полетную и техническую документацию.
На самом же Сахалине до выборов нового губернатора исполнение обязанностей главы облдминистрации возложены на первого заместителя Игоря Фархутдинова - Ивана Малахова. Он был назначен на эту должность на время командировки губернатора в Северо-Курильск. В ближайшее время областная дума должна назначить дату голосования. Сейчас депутаты находятся на летних каникулах, но в связи с трагедией им придется прервать их досрочно.
Список погибших, опознанных в воскресенье среди пассажиров и членов экипажа Ми-8
Анатолий Гузанов -- командир экипажа вертолета Ми-8
Игорь Фархутдинов -- губернатор Сахалинской области
Николай Курта -- начальник областного департамента строительства
Юрий Шувалов -- консультант губернатора
Владимир Сибиркин -- начальник областного департамента здравоохранения
Владимир Романов -- начальник областного управления транспорта
Евгений Русских -- начальник областного управления ЖКХ
Виктор Розанов -- и.о. начальника областного управления топлива и энергетики
Виктор Гуревич -- замначальника областного департамента образования
Евгений Смыков -- замначальника областного департамента по рыболовству
Евгений Папиренко -- главный государственный санитарный врач Сахалинской области
Евгений Рыбаков -- и.о. директора федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов
Михаил Горюнов -- начальник отдела Главного финансового управления области
Дмитрий Донской -- пресс-секретарь губернатора Сахалинской области
Илья Касьян -- сотрудник пресс-центра администрации Сахалинской области
Леонид Побежимов -- глава компаний «Антей»
Владимир Кунгиус -- представитель компании «Санрайз»
Сергей Красовский -- частный предприниматель
Игорь Павлович Фархутдинов родился в Новосибирске в 1950 году и на Сахалин переехал только в 1972 году после окончания института. Пять лет проработал на Титовской электростанции, после чего стал делать партийно-комсомольскую карьеру. В 1985 году был назначен на пост председателя горисполкома Невельска, с 1991 года стал главой Южно-Сахалинска. До 1995 года Фархутдинов не играл значительной роли в политической жизни региона и не считался влиятельным политиком (в 1993 году на выборах в Совет Федерации он занял последнее место). В то время область сотрясали административные скандалы: первый губернатор-демократ Валентин Федоров не сработался с облсоветом и подал в отставку, его «сменщик» -- местный рыбопромышленник Евгений Краснояров -- занимал этот пост всего пару лет и в 1995 году ушел «по собственному желанию». На его место из Москвы неожиданно назначили мэра Южно-Сахалинска Игоря Фархутдинова, которого тогда считали временной фигурой. Однако уже в 1996 году «назначенец» не только выиграл выборы главы администрации и вошел в Совет Федерации, но и сформировал в областной думе прогубернаторское большинство.
С этого момента Фархутдинов становится не только политическим лидером Сахалина, но и единственным местным политиком «федерального значения». С 1995 года сахалинский губернатор поддерживал движение «Наш дом -- Россия», был членом политсовета НДР, с 2002 года он входил в состав президиума Госсовета. Кроме того, Игорю Фархутдинову быстро удалось и наладить хорошие отношения с политической и хозяйственной элитой Сахалина, и добиться весьма высокого уровня популярности в регионе. Свои вторые губернаторские выборы в 2000 году он выиграл «в одну калитку», набрав в первом туре 56% голосов. При этом в поддержку Фархутдинова высказывались как близкие к власти партии («Единство» и «Отечество»), так и оппозиционеры из «Яблока».
Сахалин при Фархутдинове считался середняком Дальнего Востока. Там не было таких жестоких энергетических кризисов, как в Приморье при Наздратенко, но самая удаленная часть региона -- Курильские острова -- с точки зрения экономики является одной из самых проблемных территорий страны. Кроме того, в области до сих пор сохраняется сложная ситуация в рыбной промышленности. С другой стороны, на Сахалине была начата первая в стране разработка нефтяных месторождений на условиях СРП -- проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», были ликвидированы последствия страшного землетрясения 1995 года в Нефтегорске.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток, Александр РАСКИН