|
|
N°155, 22 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бомж должен сидеть в тюрьме
В Англии возрождаются старые методы борьбы с бродяжничеством
Британцы опасаются, что в их стране может опять начаться охота на нищих. Ричард Холмэн, судья графства Манчестер, в четверг объявил неожиданное решение по делу «профессионального бродяги» Леонарда Хокки. Суд не только в очередной раз вынес бомжу «общественное порицание», но и пригрозил, что в следующий раз побирушка на пару лет сядет за решетку. Следует отметить, что британская Фемида терпела поведение 51-летного Хокки достаточно долго. Этого бомжа, пристрастившегося к героину и крэку, уже 97 раз задерживали за попрошайничество, и 42 раза обвинение в бродяжничестве подтверждалось в суде. При последнем задержании судья Холмэн решил, что его графство уже достаточно намучилось с мистером Хокки и пора уже этого плохого парня изолировать от чистой публики. Таким образом, впервые за 179 лет в Великобритании нищий может отправиться в тюрьму.
Англия была одной из первых европейских стран, где начали бороться с бродяжничеством. Еще в XV веке, во времена известных по школьным учебникам огораживаний, в стране были приняты драконовские законы против бездомных. Тогда человека, несколько раз задержанного, как сказали бы нынче, «без прописки» и без определенных занятий, суд мог недолго думая приговорить к повешению. Однако постепенно законы становились менее жестокими, и в 1824 году был принят Акт о бродяжничестве, который фактически узаконил нищенство. По этому закону побирушек нельзя было даже посадить. Тем не менее бродяжничество и поныне считается недопустимым поведением, оскорбляющим общественную мораль. Сейчас бродягу в Великобритании можно задержать и попытаться его «реабилитировать». То есть сдать его на попечение социальных служб, которые постараются его отмыть, накормить, приодеть, полечить, найти ему работу и т.п. Но обычно закоренелые бродяги -- публика уже порядком опустившаяся и спившаяся, и потому все усилия «социальщиков» чаще всего безрезультатны. Подкормившись и отогревшись, бомж вернется на улицу и будет опять выклянчивать подаяние на бутылку или дозу наркотика.
Манчестерский судья Холмэн, которого, похоже, порядком достали «злостные побирушки» на улицах родного города, нашел способ, не нарушая либеральный закон XIX века, перевести бродяг из разряда лиц, осуждаемых обществом, в категорию осужденных. Двухлетний срок, грозящий мистеру Хокки, будет выписан не за выпрашивание милостыни на улице, а за «проявление неуважения к вердикту суда». То есть попытка нищего встать на панели с протянутой рукой будет трактоваться как наглое наплевательство на постановление судьи, запретившего ему подобную практику. А в Великобритании неуважение судебного решения -- это уже самая настоящая уголовщина.
Леонард Хокки, который ныне является, по-видимому, самым знаменитым нищим в стране, обычно просил подаяние рядом с платной автомобильной стоянкой. Он приставал к водителям, опускавшим монеты в парковочный автомат, и те часто оставляли бродяге немного мелочи. За день Хокки мог набрать до 60 фунтов стерлингов. Однако некоторые водители регулярно жаловались на побирушку полиции, и полисмены задерживали бомжа. Кроме того, женщины жаловались на то, что подозрительный мужчина, подваливающий к ним в темноте, пугает их. Попытки адвокатов доказать суду, что Хокки выглядит достаточно безобидно и не способен никого устрашить, судью не убедили. Неоднократно социальные службы пытались приучить наркомана к производительному труду, но их старания бесславно провалились: опустившийся человек уже не был способен вернуться к нормальной жизни. В результате судья счел, что обвиняемый демонстрирует упорное намерение продолжать свои предосудительные занятия, и вынес ему «последнее китайское предупреждение». Теперь очередное появление Хокки на парковке автоматически отправит его за решетку, если только его адвокаты не смогут оспорить вердикт Ричарда Холмэна в вышестоящей инстанции.
Владимир ДЗАГУТО