|
|
N°155, 22 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кот в трубе
Новые экспортные пошлины сделали среднеазиатский прорыв «Газпрома» нерентабельным
Российское правительство утвердило пошлину на газ, вывозимый за пределы государств -- участников Таможенного союза, в размере 30% от таможенной стоимости. Как сообщил вчера департамент правительственной информации, премьер-министр Михаил Касьянов еще 19 августа подписал постановление №507 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на газ природный в газообразном состоянии, вывозимый с территории РФ за пределы государств -- участников соглашений о Таможенном союзе». Согласно этому документу ставка таможенной пошлины на газ утверждается в размере 30% от таможенной стоимости.
Ничего неожиданного не произошло. Еще две недели назад, когда правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике заочным голосованием рекомендовала увеличить действующую ставку в шесть раз с 1 января 2004 года (подробнее см. «Время новостей» от 4 августа), в «Газпроме» признали, что не смогли убедить чиновников не брать с концерна по максимуму. Г-н Касьянов лишь официально оформил то решение. Правда, в компании утверждали, что продолжают переговоры с правительством по поводу судьбы среднеазиатского газа, законтрактованного «Газпромом». Концерн пытался добиться для этого газа 5-процентной экспортной пошлины.
В компании газете «Время новостей» с грустью заявили, что «будут покорно выполнять решение правительства». Заметив при этом, что не знают, как будет облагаться экспорт газа, купленного в Средней Азии. Однако в тексте постановления никаких специальных указаний на этот счет нет. Напротив, из него следует, что с газа, который поступает из России в государства, не входящие в Таможенный союз (Европа и страны Балтии в данном случае), взимается 30%. По расчетам газеты «Время новостей», в следующем году концерн заплатит на таможне 4--4,5 млрд долл. за газ. Но самое печальное для «Газпрома», что газ, закупаемый по 40--45 долл. за тысячу кубометров в Туркмении, Казахстане и Узбекистане, становится нерентабельно продавать даже в благополучной Европе.
В 2004 году российская компания законтрактовала около 17 млрд кубометров среднеазиатского газа. При ставке в 30% компания заплатит за него на границе около 570 млн долл. (при ставке в 5% сумма была бы всего около 95 млн долл.). По предварительным оценкам, рентабельность проекта будет в пределах статистической погрешности в этом случае. При мизерных объемах закупок, которые планируются в следующем году, это не представляется катастрофичным для «Газпрома». Но в 2007 году, когда объемы среднеазиатского газа вырастут в четыре-пять раз, вопрос будет стоять крайне остро. Долгосрочный контракт с Туркменией оказался для российской стороны настоящим котом в мешке. Впрочем, у концерна есть время, чтобы пролоббировать снижение экспортной пошлины на газ из Средней Азии.
Алексей ГРИВАЧ