|
|
N°155, 22 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не только шампанское
Вахтанговцы на старте сезона
В фойе Театра имени Вахтангова перед сбором труппы царило оживление. Актеры, встречаясь, обнимались так, будто не виделись по меньшей мере лет двадцать. Смех, восторг, поцелуи... Встреча труппы перед открытием нового театрального сезона в очередной раз доказала, что Вахтанговский театр -- один из тех редких, где верят в витальную силу идей режиссера-основателя и хранят им верность. Верность теперь хранят, оказывается, и еще двум режиссерам -- Владимиру Мирзоеву и Владимиру Иванову.
Перед тем как рассказать о грядущем сезоне и творческих планах, Михаил Ульянов вспомнил о достижениях сезона истекшего. Сезон, по словам художественного руководителя театра, «был не худ». Вышли спектакли «Царская охота», «Король-олень» и «Чайка». «Царская охота» Владимира Иванова пользуется сейчас огромным успехом; мало того, «это спектакль, который достоин нашего театра и верно определяет его творческое направление». О «Короле-олене», прохладно встреченном критикой и зрителями, Ульянов высказался более чем осторожно: «Режиссер Григорий Дитятковский поставил в общем-то элегантный спектакль, но... что-то не получилось, не задалось». «Чайка», принятая критикой не более благосклонно, чем «Король-олень», по словам Ульянова, получилась «любопытной». Старый испытанный способ вахтанговцев -- собирать на малой сцене большое количество звезд, дабы снискать неугасающий зрительский интерес, -- сработал здесь безотказно: «Актеры показали высочайший класс вахтанговской актерской школы; после этого спектакля вообще выходить на сцену стало сложновато».
Главный сюрприз грядущего сезона -- спектакль «Лир» Владимира Мирзоева. Нарушая многолетнюю традицию, именно им, а не «Принцессой Турандот» откроется 3 сентября новый сезон. Название подчеркивает, что королевская природа Лира в спектакле будет не очень важна. Оно и понятно, особенно если учесть, что в заглавной роли выступит любимый актер Мирзоева Максим Суханов, обладающий для короля слишком уж экстравагантной внешностью. Шута сыграет Виктор Сухоруков, Гонерилью -- Юлия Рутберг, Регану -- Мария Есипенко, Корделию -- Ольга Ломоносова. Юлия Рутберг заявила, что для нее и для всего театра работа в «Лире» очень важна: «Лир» должен стать визитной карточкой театра. Мы должны помнить, что вахтанговская традиция -- это не только «Турандот», но и «Эрик XIV». Не только шампанское, но и густое красное вино. «Лир» призван выразить это».
Сюрприз чуть меньшего масштаба -- планируемая постановка «Мадемуазель Нитуш» Флоримона Эрве. Это известие стало сюрпризом не только для журналистов, но и для самих актеров. Вразнобой зазвучали восклицания «Ого!», «Ой, как хорошо!» и «Не приведи господь!». Похоже, театр оправдывает свою страсть к возрождению успешных спектаклей прошлых лет. Многие годы перекраивается и реставрируется «Турандот» в надежде снова поймать за хвост фирменное вахтанговское чувство бесшабашности и праздничности. «Нитуш», восхищавшую москвичей в послевоенные годы, теперь, вероятно, постигнет та же участь. Впрочем, и об исполнительнице главной роли, и о замысле постановки режиссер Владимир Иванов предпочел умолчать.
Еще одна ожидающаяся в этом сезоне премьера -- «Сон в летнюю ночь» в постановке все того же Владимира Мирзоева; в спектакле будут заняты все актеры театра. У театра есть договоренность с Римасом Туминасом о постановке «Осени патриарха» Габриэля Гарсиа Маркеса в конце сезона.
Закончилось собрание на неожиданно назидательной ноте. Ульянов объявил, что один из актеров подал заявление об уходе «в свободное плавание». Так вскрылась вечная «болезнь» театра -- недостаточная занятость многочисленных актеров при вечной загруженности звезд. В связи с этим худрук напомнил слова Рубена Симонова: «Нельзя уходить из Театра Вахтангова. Нельзя. Это грех». Вахтанговца, по словам Ульянова, должны отличать «три своеобразия» -- прекрасное актерское мастерство, верность великой литературе и исполненность «духа театра», верность семье. «Поэтому идите, -- грозно молвил Ульянов, -- идите, но не забывайте, что из Вахтанговского театра уходить опасно».
Ольга КУЗНЕЦОВА