|
|
N°154, 21 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Занимательное рисование
Модель газотранспортного консорциума объявят после Дня независимости Украины
Намеченное на 20 августа торжественное утверждение бизнес-плана российско-украинского газотранспортного консорциума не состоялось. Вместо этого в Киев вылетела команда переговорщиков «Газпрома» во главе с зампредами правления Юрием Комаровым и Александром Рязановым, чтобы «еще раз обсудить детали». Такая потребность возникла неожиданно. Атмосферу взаимного согласия, которая, по словам представителей российской стороны, установилась в последнее время, всерьез поколебало выступление украинского замминистра топлива и энергетики Сергея Ермилова. На прошлой неделе этот чиновник заявил, что планируется создавать консорциум вокруг новых газотранспортных мощностей, а существующие магистрали так и останутся под управлением госкомпании «Нефтегаз Украины» и кабинета министров этой страны. «Мы ощущаем потребность в дополнительных мощностях. Россия также с этим согласна. На этом и будет строиться газотранспортный консорциум», -- заявил он, имея в виду газопровод, о котором газета «Время новостей» подробно рассказала 11 августа.
В «Газпроме» такую позицию назвали странной, поскольку в этой конструкции интересы российской стороны абсолютно не учитываются. И вообще это выглядит как попытка украинских партнеров выторговать накануне подписания дополнительные уступки.
Чем закончились вчерашние переговоры, на момент подписания номера узнать не удалось. Глава «Нефтегаза Украины» Юрий Бойко сообщил журналистам, что совет учредителей консорциума соберется 26 августа в Киеве, рассмотрит итоги предынвестиционной деятельности и примет решение о дальнейшей работе. Любопытно, что за день до этого Украина будет отмечать очередную годовщину независимости. В «Газпроме» сказали, что по договоренности с украинскими партнерами до подписания официальных документов не могут комментировать ход переговоров. Однако правительственный чиновник сообщил газете «Время новостей», что на этот день намечено утверждение бизнес-плана консорциума и подписание межправительственного протокола о транзите российского газа через территорию Украины в 2004 году.
По словам же г-на Бойко, уже вырисовалась модель консорциума, она будет обнародована после заседания совета учредителей. «Это очень выгодная для страны модель, которая позволяет получить дополнительные инвестиции и обеспечить подъем экономики», -- сказал он. Под термином «модель» здесь фактически понимаются отношения консорциума с газопроводами Украины. По информации газеты «Время новостей», с точки зрения «Газпрома» оптимальным решением была бы передача консорциуму газотранспортной системы в концессию. Это, с одной стороны, сняло бы политически острый вопрос о приватизации трубы, а с другой -- дало бы определенные гарантии возврата инвестиций участников предприятия. Однако в Киеве сослались на то, что эта форма противоречит законодательству страны, а потому неприемлема.
Судя по всему, сторонам остался один вариант договориться, не срывая срок (предынвестиционный этап должен завершиться до конца месяца), а именно, начать создание консорциума вокруг новой трубы, но с непременным обязательством украинского правительства подготовить законодательную базу под передачу газопроводов в концессию консорциуму. Правда, этот путь оставляет много вопросов политического характера. Ни для кого не секрет, что на Украине существует мощная оппозиция созданию консорциума. Это тем более важно в условиях предвыборной гонки, в которую фактически вступила эта страна. А ждать нового президента (Леонид Кучма досиживает свой последний срок), не имея юридических гарантий по содержанию консорциума, дело крайне неблагодарное.
Алексей ГРИВАЧ