|
|
N°154, 21 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Дорожную карту» похоронили в автобусе
Палестинский имам прикинулся хасидом, чтобы стать шахидом
Взрыв на севере Иерусалима, прогремевший около девяти вечера во вторник, унес не только жизни двадцати мирных израильтян, возвращавшихся с вечерней субботней молитвы от Стены Плача. Он развеял последние надежды на то, что палестинские власти способны обуздать боевиков, а лидеры экстремистских организаций -- соблюдать взятые на себя обязательства.
29-летний Райед Аль-Хамид Месек, имам одной из мечетей Хеврона, переодевшись в одежду религиозного еврея-хасида, привел в действие пояс взрывника-камикадзе в самой середине салона иерусалимского рейсового автобуса. Ответственность за случившееся взяли на себя две из трех организаций, торжественно обещавших в конце июня воздерживаться в течение трех месяцев от атак на израильтян, -- «Исламский джихад» и одна из боевых групп ХАМАС. После себя Месек оставил двух детей, жену, исполненную счастья из-за того, что ее муж стал мучеником-»шахидом», и предсмертную видеозапись с призывом к убийству израильского премьера Шарона.
Беспрецедентный по своей жестокости теракт, в котором пострадали более 130 человек и 19 человек погибли (в том числе пятеро детей, среди них двое, не достигших возраста одного года), всколыхнул всю страну. Все громче раздаются требования немедленного выхода Израиля из переговорного процесса, предусмотренного международным планом «Дорожная карта», и решительного силового ответа на действия террористов.
Умонастроение правых правительственных и парламентских кругов отразил в своем заявлении лидер парламентского блока «Национальное единство», министр Авигдор Либерман: «Мы сегодня находимся на передовой линии борьбы с террором и не можем согласиться на двойные стандарты, предписываемые нам мировым общественным мнением. Израиль должен кардинально изменить свою стратегию: не искать перемирия с террором, а добиться полной и однозначной победы над ним: искоренить инфраструктуру террора, уничтожить тренировочные базы и лагеря, лаборатории взрывчатых веществ и каналы, по которым оружие проникает на палестинскую территорию. Только после победы над террором можно говорить о политическом урегулировании».
Израильское руководство воздерживается от резких мер. Однако уже объявлено о временном прекращении политических контактов с палестинцами, о блокаде палестинских территорий, о замораживании передачи под палестинский контроль городов Калькилия и Иерихон на западном берегу реки Иордан. Города планировалось передать уже в конце этой недели, что было одним из условий международного мирного плана «Дорожная карта». Процесс выработки решения продолжается -- вчера весь день в канцелярии премьера одно за другим шли экстренные совещания. Полиция и армия приведены в состояние повышенной боевой готовности. В Хевроне задержаны 17 подозреваемых в причастности к случившемуся.
Крайнюю обеспокоенность выразило и руководство Палестинской автономии. Глава правительства Махмуд Аббас (Абу Мазен) отменил ранее запланированные поездки в Норвегию, Италию и Ватикан и созвал заседание кабинета. Выступая по телевидению, он назвал теракт «чудовищным деянием, противоречащим интересам палестинцев», заявил о том, что прекращает любые контакты с представителями «Исламского джихада» (а в случае подтверждения информации о причастности к случившемуся -- и ХАМАС), и сообщил, что отдал министру внутренней безопасности Мухаммеду Дахляну самые жесткие распоряжения.
«Это все слова, слова, слова... -- отреагировал на заявление Абу Мазена официальный представитель МИД Израиля Гидеон Меир. -- А мы ждали не слов, а действий». В ходе переговоров по плану «Дорожная карта» Израиль не уставал требовать от палестинских партнеров начать многократно обещанную борьбу с террористическими организациями. То, что эта борьба так и не была начата, ставит Абу Мазена в крайне двусмысленное положение перед четверкой международных спонсоров «Дорожной карты» -- США, Евросоюзом, Россией и ООН, не раз получавшей от палестинского премьера аналогичные заверения.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив