|
|
N°153, 20 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полет президента
Владимир Путин открыл МАКС-2003
Международный авиакосмический салон МАКС-2003, открывшийся вчера в подмосковном Жуковском, принял своего главного зрителя. Владимир Путин осмотрел стенды двух главных отечественных фирм -- экспортеров оружия -- «Сухого» и «МиГа». Он также нанес краткие визиты вежливости глобальным игрокам авиационного рынка -- концернам Boeing и Airbus.
В павильоне, который АВПК «Сухой» занимает совместно со своими серийными заводами и другими партнерами по кооперации, президент заинтересовался симулятором самолета Су-30МК, разработанным знаменитой радиоэлектронной фирмой НТЦ «Технокомплекс». Этот тренажер представляет собой затемненную комнатку, где в центре установлена кабина истребителя с полным набором приборов и средств управления, а на стену проецируется картинка земли и неба, очень достоверно движущаяся в соответствии с действиями пилота. Как раз в начале этого месяца, во время визита Владимира Путина в Малайзию, был подписан контракт на продажу в эту страну партии машин, работу которых симулирует тренажер «Технокомплекса».
Прибыв на стенд Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ», г-н Путин отклонил настойчивые приглашения гендиректора этой фирмы Николая Никитина пройти к аналогичному тренажеру истребителя МиГ-29. Зато президент внимательно выслушал рассказ г-на Никитина про «гражданский» проект корпорации -- развертывание производства пассажирского самолета Ту-334 для местных авиатрасс. Говоря на эту горячую для РСК тему, г-н Никитин так разволновался, что даже забыл подарить главе государства специально для этого приготовленную модель Ту-334. Президент со свитой уже двинулся прочь, когда сувенир все же нагнал его.
В павильоне Airbus главу российского государства принимал сопрезидент компании EADS (основного акционера концерна) Райнер Гертрих. У EADS два равноправных президента: один немецкий, а другой французский. Делегацию компании на МАКС-2003 возглавляет немец, соответственно ему и выпало вчера рассказывать Путину о космических проектах своей фирмы. Помимо ракет здесь президент остановил свое внимание на макете не очень нового, зато хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации дальнемагистрального лайнера A310.
Президент Boeing по России и СНГ Сергей Кравченко, наоборот, показал Путину макет самолета настолько нового, что эта машина пока существует только в виде макета. Boeing-7E7, получивший рабочее название Dreamliner, проектируется с упором на достижение высокой экономической эффективности.
О чем конкретно президент разговаривал с капитанами отечественного и мирового авиастроения, было слышно только его ближайшему окружению. От громких заявлений на МАКСе г-н Путин вчера воздержался. Президентскими впечатлениями с публикой поделился министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов: он сообщил журналистам, что г-н Путин «остался очень доволен выставкой, ее организацией». «Понравилось все, в том числе и наши пилотажные группы, и F-15, в целом он доволен выставкой», -- сказал г-н Клебанов.
Зато на громкие слова не поскупился губернатор Самарской области Константин Титов, объявив вчера в Жуковском: «Мы присутствуем при новом рождении российской авиации». Такую реакцию у губернатора вызвало подписание пакета многосторонних соглашений между возглавляемой им областной администрацией, самарским заводом «Авиакор», Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) и авиакомпанией «Самара». Документы предусматривают начало сборки на «Авиакоре» регионального самолета Ан-140, выпуск которого уже освоен ХГАПП. Первый Ан-140 самарской сборки ожидается в декабре этого года. Для производства, продажи и обслуживания этих машин в России «Авиакор» и ХГАПП создают совместное предприятие -- ЗАО «Международный авиационный проект 140». Первые два изготовленных «Авиакором» самолета приобретет авиакомпания «Самара». Обладминистрация обязалась оказать проекту всяческую административную поддержку.
Генеральный директор ХГАПП Павел Науменко сказал газете «Время новостей», что в перспективе не исключает продажи «самарских» Ан-140 в третьи страны, хотя в обозримом будущем главной целью для них будет российский рынок. Тем временем сам ХГАПП успешно расширяет географию своих внешнеэкономических связей. По украинской лицензии Ан-140 собирают в Иране. В июне этого года ХГАПП подписал контракт на продажу пяти машин в Ливию. Соглашение о совместной эксплуатации Ан-140 есть у харьковского завода с одной словацкой авиалинией.
Российские авиастроители тоже отметили открытие МАКСа крупным контрактом. Авиакомпания «Трансаэро» подписала вчера с ульяновским заводом «Авиастар» соглашение о приобретении четырех самолетов Ту-204-300. Эта новая модификация отличается от уже освоенных в России и за рубежом моделей Ту-204-100 и Ту-204-120 укороченным фюзеляжем и увеличенной дальностью полета. При посредничестве компании «Ильюшин финанс» «Трансаэро» берет эти машины в финансовый лизинг на 15 лет. Сумма сделки оценивается в 100 млн долл. Машины должны быть поставлены заказчику с конца 2004 года до середины 2005-го. В 2006--2007 годах «Трансаэро» рассчитывает купить еще шесть таких же самолетов.
Михаил КУКУШКИН, Жуковский