Время новостей
     N°152, 19 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2003
Слишком много труб
«Транснефть» предлагает пока не строить нефтепровод в Мурманск
Владимир Путин вчера интересовался развитием транспортной инфраструктуры в нефтяной отрасли. Он пригласил в Кремль вице-премьера Виктора Христенко и президента государственной «Транснефти» Семена Вайнштока и попросил их рассказать о развитии транспортной системы на северо-западе и юге России. «Я знаю, -- сказал г-н Путин, -- что там динамично развивается ситуация, особенно на северо-западе». А после рассказа чиновников президент сделал довольно неожиданный вывод: «Транспортные возможности России, таким образом, на сегодняшний день превышают объем добычи нефти».

В «Транснефти» после этого газете «Время новостей» заявили: о строительстве нефтепровода в Мурманск, на котором настаивают крупнейшие российские нефтяные компании, можно будет говорить после того, как будет реализован проект строительства трубы из Восточной Сибири, так как не исключено, что на северный маршрут попросту не хватит нефти. Нефтяники считают, что такая позиция «Транснефти» некорректна, так как России необходимо диверсифицировать экспорт сырья. В ответ транспортная компания указывает на тот факт, что сегодняшние заявки на экспорт компании не выполняют, следовательно, есть сомнения в быстром росте добычи.

Президент «Транснефти» в беседе с главой государства отметил, что Балтийская трубопроводная система (БТС) активно развивается. «Мы приняли решение, -- цитирует г-на Вайнштока Интерфакс, -- и выполнили его. В июне завершился первый этап развития БТС. 5 июня увеличили по существующей программе трубопроводные возможности на 6 млн тонн нефти. В июле добавили еще 500 тыс. тонн. К декабрю этого года предполагаем увеличить проходимость на 12 млн тонн и на столько же увеличить к весне будущего года. Таким образом, мы предполагаем выйти на уровень 42 млн тонн, что равняется новороссийскому направлению». На юге России, сказал г-н Вайншток, также налицо прогресс: «Мы увеличили уровень по Новороссийску на 3 млн тонн в год и на 19 млн тонн с учетом холмогорского направления. Это существенная прибавка для нефтяников по экспорту нефти». По его мнению, сегодня нефтяникам имеет смысл наращивать добычу, так как транспортные возможности превышают возможности поставок нефти. После этих слов, передает информагентство, Владимир Путин и заявил об избытке транспортных мощностей.

Эксперты же говорят, что заявления Владимира Путина и Семена Вайнштока нельзя воспринимать буквально. «В некоторых местах системы «Транснефти» действительно есть свободные мощности, -- сказал аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров, -- но на экспортных направлениях -- на выходах к рынкам -- существует дефицит мощностей, который, по некоторым оценкам, сейчас составляет 9 млн тонн сырья в год». В подтверждение этого аналитик приводит тот факт, что сейчас нефтяные компании примерно 20--25% экспортных поставок в дальнее зарубежье осуществляют по железной дороге, что в несколько раз дороже, чем транспортировка по трубопроводу.

Руководитель отдела по работе с инвесторами ЛУКОЙЛа Геннадий Красовский в свою очередь говорит о том, что существующие экспортные трубопроводы ориентированы лишь на два региона -- Северо-Восточную и Центрально-Восточную Европу. «Уже сейчас в этих регионах российская нефть не доминирует, как раньше, -- сообщил он, -- ее доля составляет 50--60%. А Европа, как известно, очень серьезно относится к диверсификации поставок энергоресурсов, так что можно с уверенностью говорить о том, что доля нашей нефти там расти не будет». Кроме того, полагает эксперт, на европейский рынок скоро придет нефть Каспия и Ирака. Это, очевидно, снизит цену российской марки Urals. Даже сейчас разница цены барреля Brent и российской смеси на выходе из нефтепровода «Дружба» составляет не 0,7--1 долл., как раньше, а 2,5--3. На других экспортных маршрутах -- 1--1,5 долл. «Поэтому России нужны новые рынки сбыта», -- резюмирует г-н Красовский.

Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» утверждает, что в целом транспортная компания справляется с экспортными пожеланиями нефтяников. Он говорит, что сейчас на первый план выходит другая проблема: компании не могут исполнить свои экспортные заявки. Они запланировали высокий рост добычи, но прогнозы, судя по всему, не сбываются. В частности, уточнил г-н Григорьев, в июле в систему «Транснефти» недопоступило 550 тыс. тонн нефти, за половину августа -- уже 360 тыс. тонн. Нефтепровод Сургут--Полоцк, по его словам, чуть ли не пустует.

Из нефтяных компаний, которые не исполняют свои заявки, он выделил ЮКОС и «Сургутнефтегаз», которые в прошлом месяце поставили в систему соответственно на 170 тыс. и 40 тыс. тонн меньше запланированного. Поэтому, говорит г-н Григорьев, уже возникают сомнения в том, что добыча нефти в России будет идти столь быстрыми темпами, как планируют компании. «Да, на уровень 400 млн тонн в год Россия по добыче выйдет скоро, -- утверждает вице-президент «Транснефти», -- но выйдет ли она на уровень 500 млн? А у нас (после того как будет построен нефтепровод Ангарск--Дацин или Ангарск--Находка. -- Ред.) уже есть мощности на 500 млн». По этой причине, считает г-н Григорьев, приоритет среди новых проектов следующий: сначала БТС, затем -- маршрут из Восточной Сибири и только потом будет рассматриваться необходимость строительства мурманского маршрута. «Но Мурманск -- это только по итогам предыдущих проектов: будем смотреть на добычу, на мировые цены, на развитие рынков, -- заявляет вице-президент «Транснефти», -- вдруг в Ираке Саддам Хусейн к власти вернется, а в Америке каждый день электричество будет вырубаться и так далее».

Но нефтяники не согласны с представителем транспортной госкомпании. Геннадий Красовский из ЛУКОЙЛа объясняет сегодняшние причины недозагрузки трубопроводов не проблемами добычи, а трудностями в трейдинге и логистике. Представитель другой крупной нефтяной компании заявил газете «Время новостей»: «Дело не в количестве трубопроводов, а в направлениях. И здесь интересы расходятся: государственной компании нужно доказать президенту, что она работает хорошо, а нам нужен глубоководный порт, который не замерзает зимой, как питерский Приморск, и не подвержен штормам, как Новороссийск, и к тому же дающий выход на американский рынок нефти».

Впрочем, г-н Григорьев добавил, что «Транснефть» не будет тормозом на пути развития нефтяников». И это говорит о том, что поиск компромисса в вопросе маршрутов нефтеэкспорта будет продолжаться.

Николай ГОРЕЛОВ