|
|
N°151, 18 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Помимо частной и государственной в стране должна быть общественная собственность"
К осени этого года Народная партия РФ намерена представить проект реформирования отношений собственности в России. По мнению лидера партии Геннадия РАЙКОВА, наше общество никогда не примет тот вариант частной собственности, что сформировался на сегодняшний день в стране. Ей на смену должна прийти собственность общественная.
-- Геннадий Иванович, не похожа ли инициатива с общественной собственностью на желание вернуться к временам, когда все вокруг было «колхозное и все мое»?
-- Ни в коем случае. У нас почему-то принято, следуя советской традиции, общественную собственность отождествлять с государственной. В настоящее время в литературе нет однозначного толкования этого понятия. Иногда чтобы отличить ее от государственной, используют термины «коллективная», «социальная», «коммунальная» и т.д. Кстати, в общероссийском классификаторе форм собственности понятие «общественная» отсутствует вовсе.
Так называемая муниципальная собственность слеплена по образу и подобию государственной и является, по существу, чиновничьей, бюрократической. Имущество, земля принадлежат не населению муниципальных образований, не людям, а образованиям! Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а это глава муниципального образования или его администрация. Что касается жителей, то их права в законе четко не прописаны. Согласно статье 51-1 муниципальным имуществом «самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют органы местного самоуправления, делая это в соответствии с... нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». Таким образом, «органы» (глава муниципального образования, местная администрация и т.п.) сами создают правила игры, по которым потом осуществляют права собственности!
-- То есть население полностью выключено из процесса «само»управления...
-- Что касается форм самоуправления населения, например референдумов, сказано: «в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения... может (только может!) проводиться местный референдум». При этом «решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования», а также некоторыми другими «органами». Так что закон надежно защищает чиновника как лицо, распоряжающееся муниципальной собственностью, и предотвращает возможности дебюрократизации и развития подлинного самоуправления.
Кстати, положения об общественной собственности закреплены во всем мире. К примеру, согласно 15-й статье конституции Германии, «земля, природные богатства и средства производства могут быть в целях обобществления переданы в общественную собственность или другие формы общественного хозяйства законом, регулирующим вид и размеры возмещения». При этом в статье 14-3 допускается даже принудительное обобществление собственности «для общего блага». Эти положения являются основой ряда фундаментальных социально-экономических прав граждан Германии. В конституции Франции записано: «Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает черты национальной общественной службы или фактической монополии, должно стать коллективной собственностью». И именно в связи с этим Франция по конституции признает себя социальным государством, предоставляющим своим гражданам ряд гарантий, например «бесплатного и светского образования всех ступеней». В ряде арабских стран есть отдельные законы об общественной собственности (этими законами, в частности, регулируется участие населения в доходах нефтяных корпораций -- право на присвоение и распределение обществом природной ренты). Даже США, «цитадель либерализма», к середине ХХI века планирует 50% промышленных предприятий перевести в коллективную форму собственности. И подобные идеи есть фактически в любой развитой стране. Кроме, естественно, нашей.
-- Что же предлагает Народная партия?
-- Развитие общественной собственности в России является краеугольным камнем в фундаменте нашей социально-экономической программы. Гражданин без собственности не имеет отечества, говорил Пифагор. Это именно тот принцип, который позволит на место сегодняшней власти небольшой группки олигархов и бюрократов поставить общественно-государственный строй, характеризующийся сильными позициями простых людей.
Общественная собственность, как и всякая другая, выражается в соответствующих правах, но с условием, что они могут осуществляться исключительно сообща -- посредством референдумов, опросов, сходов, собраний и иных форм совместного волеизъявления граждан. Причем основанием такого права, например на участие в референдуме или собрании, является принадлежность к сообществу, которое определяется общим местом жительства, работой или гражданством.
Народная партия уже приступила к разработке закона «Об общественной собственности в РФ» и связанных с ним изменений в российскую Конституцию, Гражданский, Земельный и Трудовой кодексы, закон о местном самоуправлении и общественных объединениях.
Восстановление общественной собственности является, с нашей точки зрения, одним из самых принципиальных вопросов нашего государственного, общественного и экономического строительства. Только с ее развитием население приобретет реальные права на участие в управлении государством, контроле над властью и бизнесом, позволит направить частную и государственную экономическую деятельность в русло общественного, общенародного, общегражданского интереса.
Беседовал Георгий ИВАНОВ