|
|
N°151, 18 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Тушки» проданы ниже себестоимости
Первые контракты на новый авиалайнер
Первые контракты на лизинг ближнемагистральных самолетов Ту-334, производство которых налаживает Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ»), заключены в прошлую пятницу. Получателями машин будут московские авиакомпании «Атлант-Союз» и «Аэрофрахт». Каждая из них «подписалась» на пять самолетов. Сделки заключены на условиях финансового лизинга (т.е. после завершения выплат Ту-334 станут собственностью авиакомпаний) на срок десять лет. Начало поставок самолетов запланировано на 2005 год.
В отличие от сложившейся мировой и российской практики в данной лизинговой сделке не принимает участия никакая лизинговая компания. Лизингодателем в данном случае выступает сам производитель самолетов, т.е. РСК «МиГ», сообщил на церемонии подписания контактов генеральный директор этой корпорации Николай Никитин. По его словам, это сделано, чтобы максимально сократить количество посредников между производителем и конечным пользователем и таким образом уменьшить цену самолета.
В своем стремлении привлечь первых клиентов РСК «МиГ» пошла даже на продажу машин гораздо ниже их нынешней себестоимости. До недавнего времени предполагалось, что Ту-334 будет выброшен на рынок по цене примерно 17 млн долл. за штуку. (Сейчас самолет проходит сертификацию, завершение которой ожидается к концу этого года. Реальных сделок с Ту-334 до прошлой пятницы не было.) А 29 июля РСК «МиГ» объявила о создании специальной дочерней фирмы «Национальный проект 334» (НП-334) для продвижения нового самолета и в тот же день сообщила, что маркетинговые исследования указывают на невозможность продавать Ту-334 дороже 12--13 млн долларов.
Примерно по такой цене и были заключены контакты с «Атлант-Союзом» и «Аэрофрахтом». Самолеты будут стоить им по 12,9 млн долл. Между тем, как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» один из руководителей НП-334, производство одного Ту-334 обходится сейчас РСК «МиГ» примерно в 30 млн долл. На прямой вопрос, выдержит ли РСК в нынешних условиях еще один подобный контракт, наш собеседник прямо ответил, что может и не выдержать.
Надежды на продолжение программы Ту-334 руководство корпорации связывает с резким снижением себестоимости самолета. Этой цели предполагается добиться посредством формирования портфеля заказов размером не менее ста машин, что позволит использовать эффект крупносерийного производства, а также получением специальных налоговых льгот от правительства. (Газета «Время новостей» подробнее писала об этом 30 июля.) Эксперты РСК «МиГ» рассчитывают, что до 2010 года Ту-334 должен стать основным российским ближнемагистральным самолетом и выполнять 80% внутренних рейсов. Он должен заменить устаревшие Ту-134 и Ту-154Б на линиях протяженностью 3--3,5 тыс. км.
По данным Государственной службы гражданской авиации, сейчас в эксплуатации в России находится 238 самолетов Ту-134 и около 300 самолетов Ту-154, и все они будут списаны в течение ближайшего десятилетия. Генеральный директор компании «Аэрофрахт» Михаил Мирошниченко сказал газете «Время новостей», что рассчитывает выполнять на Ту-334 и чартерные полеты на европейские и турецкие курорты.
Михаил КУКУШКИН