Парижский дух. Он Русью пахнет
В честь трехсотлетия Санкт-Петербурга вся Европа устраивает выставки, посвященные русскому искусству. Особенно привлекательна тема взаимодействия отечественной и иностранной школ. Самая большая и представительная выставка из этой серии открылась в самом Петербурге, в Русском музее: она носит название «Русский Париж» и будет впоследствии показана в музее города Вупперталь в Германии и в Музее изящных искусств в Бордо. Вторая,
анонсированная нашей газетой выставка открылась в Париже. Называется «Русское лето на Монмартре». Третья выставка, на которую
наша газета писала рецензию, именуется довольно затейливо: «Когда Россия говорила по-французски». Проходит в соборе Дома инвалидов того же Парижа. Посвящена эпохе Александра I и Наполеона.
В ряду этих смотров крупнейший европейский фонд, Фонд Людвига, популяризирующий русское искусство на Западе, в своем музее в Кобленце в начале сентября открывает экспозицию «Место встречи -- Париж. Русское искусство в Париже от сезаннизма до лирической абстракции». Изобразительное искусство и скульптуру из своих коллекций привезут Третьяковская галерея, Национальный музей Украины, парижский Центр Жоржа Помпиду, Художественный музей Дармштадта. Кроме того будут показаны работы из собраний известных коллекционеров: Рене Гера, Александра Васильева, Михаила Краснова, Андрея Еремина, Владимира Царенкова, Георгия Путникова, Наталии Курниковой и других. На выставке будет представлен первый ряд отечественной живописи. Готовится каталог со статьями крупнейших российских искусствоведов и критиков. Рассказывает консультант выставки доктор искусствознания Александра Шатских: «Отличительной особенностью проекта является то, что Третьяковская галерея покажет множество работ-премьер. Большинство из них поступили в галерею в последние годы и пока нигде не выставлялись и не воспроизводились. К примеру, огромный постер Льва Бакста, ранние вещи Зинаиды Серебряковой, афиши Сергея Судейкина, акварели, подаренные Робертом Фальком Михаилу Ларионову, с дарственными надписями. Хронологически будут сменяться эпохи «Мир искусства», авангард 10--20-х годов, послевоенный андерграунд. Иначе говоря -- все те периоды, когда наши контакты с Парижем и французской школой были наиболее плодотворны. Думаю, среди всех юбилейных петербургско-парижских смотров этот станет одним из самых репрезентативных».
А нам в России остается лишь уповать на то, что кто-нибудь привезет каталог. Тогда и полюбуемся на неведомые шедевры Третьяковской галереи.