Время новостей
     N°146, 11 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2003
Действительно большое па
К нам приедут три первоклассные балетные труппы
Московский международный фестиваль балета Grand pas за год успел поменять организаторов, сценическую площадку и сроки проведения. В прошлом сентябре это была затея «Имперского русского балета» -- потому был арендованный зал «Новой оперы» и соответствующие репутации ИРБ замены составов, когда вместо обещанной международной звезды танцевали московские жители. Теперь все иначе. Пресс-релиз гордо сообщает, что фест «учрежден распоряжением правительства Москвы», начнется он 26 августа в Малом театре, закончится 30 августа в Большом, а в перечне событий -- приезд не отдельных звезд, но целых театров. То есть у феста явственно поменялся хозяин -- но кто он, не обозначивший себя в пресс-релизе, такой и как договорился с прежними обладателями прав на название, пока что неизвестно. А зрителям, собственно говоря, и неважно -- важно то, что в последнюю неделю августа в Москву приедут три первоклассные труппы.

Начнется все с выступления театра Анжелена Прельжокажа. Сочинения руководителя Национального хореографического центра в Экс-ан-Провансе столичные жители видели уже не раз: почти десять лет назад он привозил «Видение розы» и «Свадебку», затем была гастроль с «Ромео и Джульеттой». Прельжокажа принято относить к contemporary dance -- но на самом деле он существует ровно в той пограничной области, откуда идеи contemporary способны сбежать в классические театры. (Не зря он выпускает премьеры и в Парижской опере.) Да, он ухмыляется над сдержанностью классики и вбухивает в свои сочинения тонны агрессии, декалитры вожделения (выходя с «Видения розы», наш народ окрестил спектакль «Видениями дикой орхидеи»). Да, порой он модно «социален» и Ромео с Джульеттой отправил в некий будущий мир, где богатые стали совсем богаты, а бедные совсем бедны. Но -- что важно -- Прельжокаж к осмеиваемому им старому балету относится чрезвычайно нежно, недаром так часто музыку выбирает уже сыгранную. И еще: он просто умеет придумывать движения и комбинации движений; строить композицию; то есть, собственно говоря, он прежде всего отличный хореограф, вид, довольно редко встречающийся в природе. И на его «Благовещенье», где роли и Девы Марии и Ангела отданы танцовщицам, и на его «Весну священную» (ох, в сценах Древней Руси есть где разгуляться именно его буйному таланту) взглянуть будет весьма любопытно.

Продолжится фестиваль выступлением израильской Kibbutz Contemporary Dance Company. Возникнув три десятилетия назад, эта компания из поселения Гаатон, что рядом с ливанской границей, сохранила в себе некий дух семидесятнического идеализма (впрочем, неразделимо смешанного с природным израильским идеализмом). Как известно, киббуц как тип поселения -- это нечто вроде нашего колхоза (минус утопленные по пьяни трактора, плюс чувство жизни во враждебном окружении). Так вот, танцовщики Kibbutz Contemporary Dance Company пять дней живут и работают в этом колхозе -- то есть репетируют; дают спектакли. А на выходные разъезжаются по домам, в разные концы Израиля. И существуя в этом режиме, вот уже тридцать лет относятся к числу ведущих трупп современного танца в мире. В Москву они привезут постановку Рами Беира Screensaver, где в фонограмме смешают Скарлатти с темами из фильма «Однажды в Америке», а танцевать будут все про то же: про то, что когда кругом враги, жизнь пылает пышнее и больнее трепещет.

Третьим гастролером будет Rambert Dance Company -- английская труппа, основанная почти восемьдесят лет назад. Мириам Рамберг, мечтавшая о карьере балерины, в двадцатых сбежала из не имевшего балета отечества к Дягилеву (на афишах которого она стала Мари Рамбер), а после распада русской антрепризы основала собственный театр. Теперь этот театр -- образцовая труппа танца модерн: вышколенная, умная, грамотная. Поработать там -- честь для любого хореографа. В Москву англичане привозят три спектакля: один из «золотого фонда» и две новинки. «Танцы призраков» сменивший Рамбер на посту худрука труппы Кристофер Брюс сочинил в семидесятых. Поставленный на этномузыку балет -- дань увлечения «магическим реализмом»: в нем южноамериканские крестьяне равно спокойно общаются друг с другом и с навещающими их призраками. «Предчувствие» Уэйна Макгрегора (2002) и «Мимолетности» Ханса ван Манена (2003) следуют нынешней моде и решают задачи скорее формальные. Так, ван Манен сделал балет на пятнадцать миниатюр Прокофьева, каждая из которых длится от двадцати до шестидесяти секунд.

Завершится фестиваль гала-концертом в Большом театре, где в первом отделении будут танцевать вполне «классические» звезды Большого и Мариинки (Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Игорь Колб, Дмитрий Гуданов), а в двух последующих компании-гости покажут фрагменты своих спектаклей. Еще пресс-релиз обещает в этот вечер «торжественную церемонию награждения». Кого награждать будут и за что (фестиваль же, не конкурс) -- непонятно. Ну, может быть, сами себя -- за то, что сделали наконец в Москве пристойный балетный фест. Если, конечно, все получится.

Анна ГОРДЕЕВА