|
|
N°146, 11 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Международное правосудие второго сорта
Карлу Дель Понте заподозрили в предвзятости
Гражданка Швейцарии г-жа Карла Дель Понте, прокурор Международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, скоро лишится одного из двух постов. Как ожидается, Совет Безопасности прислушается к рекомендации Генсека ООН Кофи Аннана. Тот предложил утвердить самостоятельного прокурора для трибунала, расследующего преступления геноцида в африканской Руанде. Дель Понте была назначена на оба поста в сентябре 1999 года, и срок ее мандата истекает 14 сентября.
Когда в начале июля просочились первые слухи о разделении постов, в окружении Карлы Дель Понте это восприняли как пощечину и даже попытались шантажировать ООН угрозой, что она в знак протеста покинет и пост прокурора по бывшей Югославии. Однако в пятницу на заседании Совбеза за закрытыми дверями Дель Понте, видимо, убедилась, что сопротивление бесполезно. Тогда она заявила, что «согласилась бы» остаться во главе трибунала по бывшей Югославии, если ее мандат на этом посту будет продлен, ибо «очень привязана к тому, что там сделано».
Надо сказать, что в адрес трибунала по бывшей Югославии не прозвучало критических замечаний. Сыр-бор разгорелся вокруг деятельности прокурора в трибунале по Руанде. Он учрежден по решению Совбеза в 1994 году в танзанийском городе Аруша, чтобы судить виновных в геноциде против племени тутси в Руанде. Бог весть, из каких соображений его фактически слили с Гаагским трибуналом по бывшей Югославии, и он оказался на положении пасынка: мало кого интересовали местные африканские разборки.
Хотя к работе трибунала в Аруше было привлечено более 800 человек, а бюджет превысил 600 млн долл., перед судом предстал едва ли десяток преступников -- сущая мелочь по сравнению с конвейером в Гааге, где один Милошевич чего стоит. Между тем масштабы злодеяний несопоставимы: в Руанде жертвами преступлений против человечества стали сотни тысяч человек.
Руандийский трибунал погряз в коррупции и снискал репутацию некомпетентного. Он не смог защитить свидетелей, которые, рискуя жизнью, давали показания против своих мучителей. Многие убийцы еще разгуливают на свободе. В Руанде люди, пострадавшие от геноцида, не получают помощи, тогда как подозреваемые в преступлениях содержатся в ооновских тюрьмах со всеми удобствами.
В довершение этой печальной картины Карла Дель Понте возбудила дела против военнослужащих руандийской армии, которые в 1994 году покончили с режимом геноцида. При этом Дель Понте с пренебрежением отнеслась к напряженности, которую вызвали ее действия в столице страны Кигали. Прокурора упрекают в том, что она уготовила для Руанды «правосудие второго сорта». Карла редко появлялась в Африке из-за большой занятости в Гааге.
К тому же Дель Понте не заметила, что режим Руанды, на который она направила острие расследований, превратился в главную опору США в Восточной Африке. Вашингтон не мог спокойно отнестись к угрозе его дестабилизации. В середине мая Пьер Ричард Проспер, занимающийся в госдепе США проблемой военных преступлений, попытался уладить конфликт. Он организовал встречу Дель Понте с прокурором Руандийской Республики Джеральдом Гахимой, предложив Карле передать дела на руандийских военных органам правосудия этой страны. Карла отказалась. Американский дипломат был «весьма раздосадован» провалом.
Через пару недель 60 неправительственных организаций Руанды обратилось к Генсеку ООН с требованием сместить Дель Понте, обвинив ее в высокомерии и пренебрежении страданиями жертв геноцида.
Вряд ли стоит воспринимать всерьез озабоченность Совбеза проблемой правосудия для Руанды, учитывая, например, недавнюю резолюцию о введении миротворческих сил в Либерию, которая заранее сняла с ООН ответственность за возможные военные преступления. С другой стороны, не менее сомнительна и деятельность прокурора, которая не выиграла ни одного дела у себя в Швейцарии, скандально провалилась с дутым «делом «Мабетекс» и отличается неприкрыто предвзятым ведением дел в Гаагском трибунале по бывшей Югославии. «Железную леди от правосудия» можно понять: она отдает себе отчет, что на родине ее не ждет никакое приличное место. Одна надежда: госсекретарь США Колин Пауэлл пообещал Карле пост прокурора в трибунале по Ираку.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева