|
|
N°145, 08 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Несгибаемый Сбербанк
Сегодня рейтинговое агентство Standard & Poor's публикует доклад «Сбербанк по-прежнему доминирует в российском банковском секторе». По оценкам агентства, единственный системообразующий банк страны удерживает 30--35% рынка корпоративных кредитов, 40% рынка депозитов юрлиц, а также более 2/3 розничных вкладов. А серьезно поколебать позиции Сбербанка, как считают в S&P, пока могут исключительно иностранные банки, скорая экспансия которых уже не вызывает сомнения у большинства экспертов.
Исключительность положения Сбербанка -- притча во языцех и для банкиров, и для чиновников, и даже для международных финансовых институтов. Представители власти, МВФ и Всемирный банк предлагают то приватизировать «Сбер», то ограничить его активные операции рынком госдолга. Из уст же банкиров раздаются обвинения в демпинге и нерыночном поведении (недавно такое заявление сделал президент Банка Москвы Андрей Бородин). При этом Сбербанк в России не просто монополист и держатель крупнейшей филиальной сети социального значения -- он еще и единственная «голубая фишка» на весь банковский сектор.
Последние месяцы в банковских кругах с удовлетворением говорят о снижении доли «Сбера» на рынке. Президент АРБ Гарегин Тосунян вчера отметил, что это происходит за счет увеличения сегмента частных банков. Агентство Standard & Poor's решило развеять оптимизм банкиров. По мнению ведущего банковского аналитика по России парижского офиса S&P Екатерины Трофимовой, «размеры капитальной базы, преимущества его ресурсной базы и возможность опосредованно влиять на ценообразование на рынке оказывают значительное влияние на конкуренцию в российском банковском секторе». При этом Сбербанк «агрессивно расширяет свою рыночную долю в нескольких областях, прежде всего в корпоративном кредитовании», и его доля в валовом объеме финансовых услуг снижается незначительно. Даже такие лидеры, как Альфа-банк, МДМ-банк, Росбанк или Межпромбанк «занимают рыночную долю не более 2,5--3%» в основных сегментах рынка. Более того, полагает аналитик, частные банки не могут составить конкуренции Сбербанку из-за несравнимо низкой капитализации.
По оценкам S&P, в совокупном капитале 30 крупнейших банков России на Сбербанк приходится около 30%, а на негосударственные частные банки -- около 40%. «Сейчас конкурентов у Сбербанка фактически нет, но они могут появиться с началом экспансии на российском рынке иностранных банков, фондирование которых еще сильнее, чем у Сбербанка». В действительности «сильнее» -- это не то слово. Если собственный капитал «Сбера» по международным стандартам отчетности в 2002 году достиг 4,10 млрд долл., то, к примеру, у американского Citibank он равен 79,35 млрд долл., у немецкого Deutsche Bank -- 29,617 млрд евро, у голландского ABN Amro -- 11,224 млрд евро.
Хотя все эти банки (и многие другие) давно открыли свои «дочки» в России, Екатерина Трофимова уверена, что в будущем следует ожидать не только трансграничной экспансии иностранцев, но и активного построения их филиальной сети в России. Не сомневается в этом и советник зампредседателя правления ХК «Интеррос» Александр Астапович: «Думаю, Центробанк на это пойдет». По словам г-жи Трофимовой, на первом этапе «Сбер» сможет сохранить нынешние позиции, но затем его доля будет уменьшаться как в сегментах корпоративных кредитов и расчетного обслуживания, так и на розничном рынке. «Правда, работа зарубежных банков с вкладчиками на первых порах, скорее всего, ограничится крупными мегаполисами, где этот бизнес достаточно рентабелен, -- говорит аналитик S&P, -- в регионы они идти пока не готовы».
Эксперты лишь частично разделяют мнение S&P. «Сбербанк действительно доминирует, но это не значит, что зарубежные банки будут иметь преимущества перед российскими в конкуренции с ним, -- полагает гендиректор агентства «Рус-рейтинг» Ричард Хейнсворт. -- К тому же в любой стране существует определенный уровень ксенофобии по отношению к иностранцам». Г-н Астапович из «Интерроса» полагает, что конкуренцию Сбербанку в рознице способны составить в совокупности Альфа-банк, «дочка» «Интерроса» Росбанк и ряд других крупных организаций. «У иностранных банков есть один минус -- они предлагаю слишком жесткие условия для российских вкладчиков в части и процентных ставок, и требований к доказанности доходов, -- полагает Астапович. -- Не думаю, что частная клиентура психологически готова к таким правилам игры».
Получить комментарии в Сбербанке вчера не удалось, впрочем, его президент Андрей Казьмин известен как один из противников допуска иностранных банков на российский рынок до создания конкурентоспособной национальной банковской системы.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ