|
|
N°145, 08 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Шанхайцы» начали первую войну
Китай, Россия и их союзники проводят военные учения
Вчера в Казахстане закончился первый этап военных учений Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Это первое «боевое» крещение «шанхайцев», создавших свою организацию в 1996 году. ШОС, как известно, выросла из механизма многолетних переговоров по решению пограничных вопросов (сначала между Китаем и СССР, а после 1991 года -- с новыми государствами вдоль старой советско-китайской границы).
Узбекистан примкнул к ШОС в 2000 году, поскольку искал тогда в новой организации поддержку в противостоянии угрозе, исходящей с его южных границ, из Афганистана, где хозяйничали талибы и укреплялась «Аль-Каида».
Тем не менее «отцы-основатели» ШОС, учреждая свою структуру, подчеркивали ее невоенный характер. Речь в первую очередь шла о необходимости создать механизм координации политических усилий по поддержанию стабильности в регионе и наращиванию экономического сотрудничества. Главным «локомотивом» создания организации стал Пекин, который претендовал на лидирующую роль в ней. Рассчитывал Китай и на увеличение своего влияния, главным образом экономического, на соседние центральноазиатские страны.
Однако после 11 сентября 2001 года, приведшего к появлению американского военного присутствия в регионе, значение ШОС для Пекина и Москвы начало коренным образом меняться. «Шанхайская шестерка» превратилась для них в один из механизмов установления многополюсного мирового устройства -- в противовес стремлению США к новому Pax Ameriсana.
Проблема же в том, что две страны из «шестерки ШОС» -- Узбекистан и Киргизия -- оказались как бы «троянскими конями» в этом механизме, предоставив свою территорию для американских военных баз. Аргументация Ташкента и Бишкека была более чем убедительна: США отвели от них те самые угрозы, ради которых, собственно, и создавалась ШОС. Москва вынуждена была согласиться с решением Киргизии и Узбекистана, поскольку руками американцев была решена и чрезвычайно важная для России проблема террористической активности в Афганистане.
Но это отнюдь не лишило ШОС амбиций как структуры, отвечающей за безопасность в регионе. Поэтому и была осуществлена идея военных учений «Взаимодействие-2003», в которых на первом этапе, в Семипалатинской области Казахстана, приняли участие подразделения армий Казахстана (подразделения сухопутных войск, воздушной обороны, аэромобильных войск) Киргизии (десантно-разведывательный взвод) и России (мотострелковая рота). Здесь на авиабазе сил ПВО отрабатывались создание объединенного штаба, планирование операции, организация «боевых действий», перехват и принуждение к посадке «самолета-нарушителя», десантирование подразделений, блокирование и нейтрализация прорвавшейся группы «террористов».
Второй этап учений пройдет 11--12 августа в китайском Синьцзяне. Здесь боевая «легенда» учений носит более выраженный антитеррористический характер -- операции по освобождению «заложников» и уничтожению баз «террористов». В общей сложности в учениях примут участие около 500 военнослужащих.
Обращает на себя внимание то, что если Таджикистан послал своих военных на учения только в качестве наблюдателей, то Узбекистан вообще отказался от участия в них. На узбекской территории в те же дни проходят свои крупнейшие за все время антитеррористические учения.
По сведениям газеты «Время новостей», полученным от высокопоставленных представителей руководства Узбекистана, его отказ от участия во «Взаимодействии-2003» вызван тем, что в Ташкенте «не считают необходимым сегодня усиление военной составляющей ШОС».
Однако это не значит, что узбекское руководство отходит от участия в организации. Хартия ШОС позволяет проводить отдельные мероприятия даже и в отсутствие консенсуса всех членов организации. Напротив, говорят в Ташкенте, «мы активно готовимся к проведению в начале сентября Совета министров иностранных дел ШОС в Ташкенте, где будет обсуждаться учреждение в узбекской столице штаб-квартиры антитеррористического Центра ШОС». Два дня назад в Самарканде Владимир Путин уже поддержал эту идею. В Ташкенте надеются, что будет поддержана и предложенная им кандидатура руководителя Центра, профессионального специалиста по антитеррору. Правда, Бишкек уже предложил на этот пост бывшего дипломата.
Аркадий ДУБНОВ