|
|
N°143, 06 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Роснефть» стремится в Архангельск
Госкомпания строит инфраструктуру для «Северной нефти»
«Роснефть», купившая весной у сенатора Андрея Вавилова компанию «Северная нефть», которая владеет лицензией на крупное нефтяное месторождение вал Гамбурцева с запасами 120 млн тонн, озадачена транспортировкой сырья. К 2007 году там планируется добывать около 7 млн тонн нефти в год вместо нынешних 2 млн тонн. Госкомпания намерена развивать собственную инфраструктуру для увеличения экспорта нефти в Северо-Западную Европу и готова потратить на это несколько десятков миллионов долларов.
Проблему транспортировки нефти с вала Гамбурцева «Роснефть» пытается решить уже достаточно долго. В конце весны вице-президент компании Алексей Кузнецов заявлял, что «Роснефть» может присоединиться к проекту по строительству нефтепровода в Мурманск, который крупнейшие российские нефтяные компании -- ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, «Сибнефть» и «Сургутнефтегаз» -- презентовали еще в конце прошлого года. Но судьба проекта пока находится под вопросом (сейчас «Транснефть» занимается разработкой технико-экономического обоснования трубопровода из Западной Сибири в Мурманск, и это займет не менее года) -- он еще не скоро будет рассмотрен в правительстве, и даже в случае одобрения его строительство закончится не раньше 2007 года. «Роснефть» параллельно ищет другие инфраструктурные решения, поскольку уже сейчас основные экспортные и нефтеперерабатывающие мощности компании сильно загружены.
Как заявил представитель «Роснефти», сырье «Северной нефти» «на данный момент поступает в магистральный нефтепровод «Транснефти» Харьяга--Уса--Ухта--Ярославль» и скорее всего перерабатывается на Ярославском заводе, принадлежащем «Славнефти». Однако для «Роснефти», всегда оппонирующей акционерам «Славнефти» и «Сибнефти», наиболее выгодным видится проект экспорта через Архангельск. Как заявляют в компании, на отрезке Ухта--Ярославль в районе железнодорожной станции Приводино решено сделать врезку в трубопровод, нефть будет переливаться в цистерны и перевозиться в Архангельск. «Дочка» госкомпании -- «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» -- уже занимается реконструкцией Архангельской нефтебазы с целью превратить ее в терминал мощностью 4--6 млн тонн нефти в год, для чего планируется затратить около 15 млн долл. Сейчас через Архангельск экспортируется 100--200 тыс. тонн топлива (в основном нефтепродуктов) в месяц (т.е. около 2 млн тонн в год). Как заявляют в «Роснефти», со временем доля нефтепродуктов будет уменьшаться, а доля сырой нефти увеличиваться. «Из порта нефть будет экспортироваться в Северо-Западную Европу танкерами грузоподъемностью до 70 тыс. тонн», -- сказал представитель госкомпании.
Две недели назад МПС и «Роснефть» подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому с февраля 2004 по 2006 год со станции Приводино Северной железной дороги будет перевезено около 9 млн тонн нефти. Кроме того, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил, что его компания «вышла на новый уровень развития» и темпы роста добычи будут составлять 20% в год. В этой связи до конца 2006 года она приобретет примерно 3 тыс. железнодорожных цистерн, на что, согласно данным МПС, ей придется потратить около 100 млн долларов.
Денис РЕБРОВ