|
|
N°142, 05 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«На первом плане -- отношения с СНГ»
В отличие от всегда прагматичных взаимоотношений со странами дальнего зарубежья на наши связи с партнерами по СНГ ощутимо влияет общее прошлое. При этом в российском обществе распространено мнение, что Россия непонятно зачем «кормит» бывшие советские республики, ничего не получая взамен, а зачастую, наоборот, сталкиваясь с открытыми проявлениями у соседей антироссийских настроений. Но, как рассказал обозревателю газеты «Время новостей» Вере СИТНИНОЙ замминистра экономического развития и торговли Дмитрий СУХОПАРОВ, отношения с бывшими советскими республиками не менее, а возможно, даже более выгодны для России, нежели связи с дальним зарубежьем. Причем как в геополитическом, так и в экономическом отношении.
-- Каковы в настоящее время приоритеты государства во внешнеэкономической политике?
-- Сегодня на первый план выходят наши отношения со странами СНГ. Прогресс здесь имеет для нас первостепенное значение. Ведь это наши ближайшие соседи. И от отношений с ними, без преувеличения, зависит наше будущее. Причем активная работа ведется не только по линии двусторонних связей, но и в рамках различных интеграционных объединений. Двусторонние же встречи проходят почти каждую неделю в самых разных форматах. И официальные саммиты, и неформальные встречи, как, например, встреча президентов в Санкт-Петербурге.
Вообще, приоритетное отношение -- это не просто лозунг, сама жизнь требует этого. Приведу такой пример. У нас общие транспортные коммуникации. Когда груз идет по железной дороге с Дальнего Востока, он неоднократно заходит на территорию Казахстана. Белорусские товары, идущие на восток, не могут миновать Россию.
Некоторое время назад транспортные тарифы на внешние и внутренние перевозки резко отличались. Когда мы в основном выравняли эти ставки, то товарообмен, скажем, между Казахстаном и Белоруссией вырос, особенно после того, когда с июня прошлого года на Белоруссию распространяются такие же ставки тарифов, как и на российских потребителей.
-- Получается, что Россия постоянно выступает в роли донора...
-- Нет, абсолютно нет. Выгода здесь обоюдная. Например, наши газопроводы идут по территории Украины и Белоруссии. Сейчас на Украине создается газовый консорциум с участием России.
Со времен СССР у нас очень тесная технологическая кооперация. Наибольший эффект здесь опять-таки с Белоруссией. Еще в 1995 году мы унифицировали все ставки и акцизы и отменили таможенную границу между странами, что привело к тому, что товарооборот за пять лет вырос в два раза, а с некоторыми странами, например с Узбекистаном, товарооборот уменьшился.
-- Какие из союзов на территории бывшего СССР, на ваш взгляд, оказались наиболее эффективными?
-- Недавно я выступал на заседании правительства с докладом о ходе интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). Если в 1995 году на торговлю России с этими странами приходилось порядка 38% товарооборота со странами СНГ, то к 2000 году он уже вырос до 56%. Мы близки по этапам реформирования. По отдельным показателям экономических реформ Казахстан даже нас опережает. У них ежегодный рост ВВП составляет порядка 10%.
Приведу еще один пример. С Украиной у нас больше десятка торговых ограничений, например на импорт труб, сахара, спирта, карамели или патоки. Со странами ЕврАзЭС таких ограничений просто нет.
-- Неужели все так безоблачно?
-- Нет, проблем достаточно, и это естественно. Когда мы создавали ЕврАзЭС, то не задумывались о необходимости наднациональных органов. Сказывалось, наверно, нежелание клонировать бывшее монопольное советское государство. Но в итоге это привело к тому, что все решения, принятые в ЕврАзЭС, носят рекомендательный характер. И до тех пор, пока они не будут утверждены правительством или парламентом каждой страны, в действие не вступят. Но мы намерены изменить эту ситуацию.
Мы должны до сентября подготовить направления развития ЕврАзЭС на три года, чтобы по итогам выйти на создание реального единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, рабочей силы и в конечном итоге капитала.
Так что не буду критиковать другие организации, я имею в виду ГУУАМ и другие, но все они куда менее эффективны. Самыми жизненными оказались именно ЕврАзЭС и Союз России и Белоруссии.
-- Вы упомянули российско-белорусские отношения, но здесь ведь все далеко не так просто. С 1 июля, например, в Белоруссии должен был быть введен безналичный рубль, однако этого не случилось, Минск отложил решение на неопределенный срок.
-- Не совсем так. Никаких экономических или политических барьеров здесь нет. Ну не ввели сейчас, введут осенью. Хочу отметить, что эта дата (1 июля) нигде не была зафиксирована. По союзному договору с 2005 года обе страны переходят на единый рубль. Причем все уже понимают, что эмиссионный центр может быть только один.
Мы разработали совместный план действий и решили для начала перейти на рубль в безналичных расчетах. Кстати, это предложение исходило от Белоруссии, которая сама и назначила эту дату. Но чисто технически подготовиться не успели. На наши отношения эта задержка никак не повлияет.
Беседовала Вера СИТНИНА