|
|
N°142, 05 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осторожно -- озон
Французы призывают своих граждан отказаться на время от автомобилей
Парижские власти придумали, как бороться с экологическим кризисом в городе. Жаркая погода и пожары привели к существенному превышению предельно допустимых концентраций озона. И полиция объявила на днях о временном скоростном ограничении для транспортных средств -- не более 30 км в час. На улицы вывели дополнительные наряды патрулей, которые должны жестко пресекать попытки автолюбителей промчаться с ветерком. Кроме того, на период действия «озонового предупреждения» водителям настоятельно рекомендовали пользоваться общественным транспортом, чтобы снизить количество выхлопов.
В чем смысл ограничения скорости, не очень понятно. В принципе на низких скоростях выхлоп двигателей внутреннего сгорания ничуть не чище (а зачастую и грязнее), чем у разогнавшегося автомобиля. Кроме того, в знаменитом своими пробками Париже средняя скорость автомобиля в центре и так не превышала те самые 30 км в час. Возможно, что полиция рассчитывает на своеобразный психологический эффект: дескать, оскорбленный в лучших чувствах автовладелец, которому велено тащиться на своем скоростном «Рено» или «Ситроене» со скоростью газонокосилки, просто оставит машину дома и сядет на метро, автобус или велосипед.
В любом случае шаг парижской полиции -- новое слово властей в борьбе за освобождение улиц от автомобилей. В последние полтора десятка лет вечные пробки стали больным местом практически всех крупных городов Европы. Для ликвидации этих заторов придумано множество средств, но ни одно из них пока не стало панацеей. В Брюсселе, например, полностью закрыли въезд в узкие улочки центра города. В Лондоне с 25 февраля этого года требуется заплатить за право ездить по историческим районам. Ежедневное разрешение стоит довольно много -- пять фунтов стерлингов. Это дало определенный эффект: количество машин в центре после введения нового порядка сократилось на четверть. Но, правда, оборот магазинов и баров в центре Лондона тоже несколько сократился. В Берлине же въезд в центр оставили свободным, зато подняли до небес плату за парковку. То есть кататься можно сколько угодно, но как только ты решишь выйти из машины, твой кошелек станет сильно тоньше. А вот в еще одной европейской «столице пробок» -- греческих Афинах -- муниципалитет уже довольно давно разделил все автомобили на чет-нечет. Если номер машины делится на два -- можно ездить лишь в четные дни, не делится -- в нечетные. Правда, люди позажиточнее этот запрет легко обошли -- купили себе по два автомобиля.
Скоро к чему-то подобному, видимо, придет и Москва. Пока наша столица пытается разогнать пробки традиционным способом -- постройкой новых дорог и переводом улиц на одностороннее движение. Но дорог в Москве все равно не хватает, и мэрия явно не успевает за увеличением количества автомобилей. В последнее время Юрий Лужков все активнее намеревается взять на вооружение европейский опыт и сделать въезд в центр платным. Но пока у этих идей в столице больше противников, чем союзников. Московскому правительству удалось лишь выгнать за Третье транспортное кольцо грузовики, но эта мера не сильно улучшила ситуацию. И московские пробки постепенно начинают становиться такой же сомнительной туристической достопримечательностью, как британская плохая погода или уличная преступность американских городов.
Владимир ДЗАГУТО