|
|
N°141, 04 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О принцах и спящих красавицах, или Зачем россиянину Малайзия
Завершится ли сейчас, с визитом российского президента Владимира Путина в Куала-Лумпур, долгая и тоскливая история наших упущенных возможностей в Малайзии?
Вроде, да. Президент, конечно, едет в Малайзию по поводу миллиардного контракта по продаже туда Су-30 МКМ. Еще есть невиданный рост товарооборота -- за прошлый год на 33,4%, за начало нынешнего -- 40-процентными темпами. Правда, «гражданская» -- помимо ВТС -- торговля еле превысила полмиллиарда долларов в год. Зато политический диалог лучше некуда, полное взаимопонимание «по всему спектру», от глобальной роли ООН до Чечни.
Но, боже ты мой, как долго и с какими приключениями Куала-Лумпур тащил Москву к нынешней ситуации. Один маленький пример: за безвизовый режим поездок в Европу Россия и сегодня бьется и будет биться, а в Малайзию нашим соотечественникам можно было въехать без визы на две недели еще в 70-е годы.
Но сколько раз я наблюдал, как приезжали в Куала-Лумпур делегации из Москвы и видели потрясающие небоскребы, уникальные темпы экономического прогресса, жадный интерес к современным технологиям да, наконец, и нежное очарование цивилизованного тропического рая. «Я другой такой страны не знаю», -- заявляли один за другим Руцкой, Сосковец, Клебанов. И каждый обещал взять сотрудничество с Малайзией под личный контроль. И с каждым после этого что-то происходило (отставки, к примеру, хотя Илья Клебанов в итоге все-таки был назначен сопредседателем двусторонней комиссии).
Тем временем и с Малайзией происходили интересные вещи. Она ставила все новые экономические и технологические рекорды. Она единственная во всем регионе победила азиатский валютный кризис 1997--1999 годов без тяжелых последствий, выбрав свой рецепт спасения и отказавшись от рекомендаций МВФ. Малайзия с марта этого года -- председатель Движения неприсоединения, а с будущей осени -- председатель Организации Исламская конференция. Куала-Лумпур превратился в неформальную столицу развивающегося мира, правда, по части экономики тот мир уже покинув и перейдя в более высокую категорию.
Москва тем временем опять и опять проигрывала свою версию «Спящей красавицы», которая, в очередной раз поцелованная принцем, на короткое время страшно оживлялась, но потом снова мешком валилась в свой хрустальный гроб.
Тут и эпизод с бессменно занимающей пост министра торговли и промышленности Рафидой Азиз, которая как тигрица врывалась на очередное двустороннее заседание во время очередного визита и устраивала россиянам головомойку за то, что обязательства, записанные в предыдущих коммюнике, снова забыты. Тут и странная история с «Аэрофлотом», когда министр туризма Малайзии приехал в Москву и договорился об открытии дополнительного рейса, поскольку существовавшие тогда два рейса в неделю были хронически забиты до отказа, но, вернувшись домой, обнаружил, что «Аэрофлот» как раз решил вообще отменить прямое сообщение с Малайзией «из-за нерентабельности». И еще запуск нами малайзийского спутника -- знала бы общественность, каких «организационных усилий» потребовал этот запуск!
А может, с нашим затяжным кризисом иначе и быть не могло, и надо радоваться тому, что достигнуто? (А достигнуто все-таки немало.) Может, только сейчас мы и сможем нормально работать с Малайзией?
Ответ на эти вопросы, думаю, зависит лишь от природного оптимизма или пессимизма отвечающего.
А также от личности будущего премьер-министра Абдуллы Ахмада Бадави. Он займет этот пост в октябре. А нынешний премьер Махатхир Мохамад, создатель «малайзийского чуда», который годами с бесконечным терпением проталкивал свою идею сотрудничества с Россией с упором на наукоемкие и высокотехнологические отрасли, уходит. Такая вот ирония истории. Но лучше улыбаться этой иронии, чем оплакивать бесконечно упускаемые возможности.
Дмитрий КОСЫРЕВ, политобозреватель РИА «Новости», вице-президент Внешнеполитической ассоциации, -- специально для газеты «Время