|
|
N°140, 01 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аудиторы ищут новый рынок
Борьба крупнейших аудиторов за рынок обязательного аудита государственных унитарных предприятий (ФГУПов) снова затягивается. Совет по аудиторской деятельности при Минфине вчера отложил принятие поправок в постановление правительства №409, регулирующее проведение тендеров по выбору аудиторов для предприятий с долей государства не менее 25%. Аудиторы предлагают снизить влияние на результаты тендеров цены на услуги компаний, но не могут договориться, как именно это сделать.
Согласно закону «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит организаций с долей государства в уставном капитале не менее 25% проводит компания, отобранная по итогам открытого конкурса. А в соответствии с новым законом «О государственных и муниципальных предприятиях» и постановлением правительства №940 аудиторов ФГУПов определяет Минимущества. К тендеру на право вести аудит ФГУПов допускаются уполномоченные компании министерства, но это не гарантирует адекватного результата.
На самом деле рынок обязательного аудита государственных предприятий часто бывает закрыт для крупных компаний. «С одной стороны, у государства нет денег на качественный аудит почти десяти тысяч ФГУПов, -- говорит руководитель стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. -- С другой -- многие ФГУПы фактически служат инструментом извлечения статусно-административной ренты для чиновников, которые не заинтересованы в проведении качественного аудита». В результате отчетность некоторых госпредприятий, в том числе ряда лидеров оборонной промышленности, заверяется никому не известными фирмами, учреждаемыми самими ФГУПами. По мнению аудиторов, крупнейшие компании легко отсекаются от аудита ФГУПов в ходе тендеров, которые регулируются постановлением правительства от 12 июня 2002 года №409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита». Согласно правилам, установленным этим документом, выбор аудитора проводится на основании технического и финансового предложения компаний-участников. По итогам этого этапа оценки технического предложения, то есть профессиональных возможностей аудитора, отбирается пять компаний, а оценивается финансовое предложение, то есть заявляемая стоимость услуг.
«После завершения оценки технического и финансового предложения аудиторской организации, -- гласит постановление, -- конкурсная комиссия суммирует оба результата с учетом следующих коэффициентов: оценка технического предложения -- 0,6, оценка финансового предложения -- 0,4». То есть финансовое предложение может существенно влиять на результаты тендера, что, по мнению крупных компаний, дает возможность демпинга небольшим, «карманным» фирмам. По словам исполнительного директора компании «РСМ Топ-аудит» Юлии Усовой, «разница в стоимости аудита может быть столь значительной, что различия в техническом предложении перестают влиять на итоги тендера». «Преимущество получают марионеточные аудиторы, которые за копейки могут подписать все что угодно», -- полагает директор по специальным проектам ФБК Николай Ремизов.
Вчера рабочая группа по обязательному аудиту Совета по аудиторской деятельности предложила внести поправки в правила проведения тендеров и изменить коэффициенты учета предложений участников конкурса: 0,2 -- для финансового предложения и 0,8 -- для технического. «Необходимо придать больше значения техническому предложению участников конкурса и их профессиональным возможностям в противовес финансовому компоненту, -- говорит заместитель гендиректора компании «БДО Юниконруф» Александр Веренков. Тем не менее, как говорит один из участников заседания, предложение не было принято, поскольку «аудиторы высказывают все новые идеи по изменению правил тендера».
Задержка может быть на руку Минимущества, которое поддерживает не все предложения аудиторов в отношении тендеров, хотя представитель министерства вчера выразил удовлетворение тем, как идет доработка правил конкурсов. Получить комментарии Минимущества не удалось -- руководитель управления финансового контроля Сергей Торопов находится в отпуске. А Игорь Николаев из ФБК полагает, что государство могло бы найти средства на обеспечение качественного прозрачного аудита путем скорейшей приватизации ФГУПов.
Георгий ШТОЛЬЦ