Время новостей
     N°137, 29 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.07.2003
«В российской оборонке есть все, кроме крупного серийного производства»
Перемены в оборонной сфере России происходят в последние годы, пожалуй, чаще, нежели в других областях. Весьма широк и спектр этих изменений. О том, чем они вызваны, как влияют на обороноспособность государства, с военным обозревателем газеты «Время новостей» Николаем ПОРОСКОВЫМ беседует заместитель министра экономического развития и торговли, курирующий силовой блок, генерал-полковник Владислав ПУТИЛИН.

-- Владислав Николаевич, похоже, эксперимент в 76-й дивизии ВДВ провалился -- солидный недобор контрактников налицо. Как теперь поступать с остальными частями и соединениями, где запланирован переход на контрактный способ комплектования?

-- Я бы не сказал, что эксперимент провалился. Провалившийся не дает результата, мы же на поставленные вопросы имеем ответы -- и положительные, и отрицательные. Это позволило на последнем этапе внести серьезные коррективы в проект федеральной целевой программы по переводу армии на контрактный способ комплектования. К тому же 76-ю дивизию удалось укомплектовать настолько, что ее части смогли выполнять задачу в Чеченской Республике. Что и было предусмотрено экспериментом.

Определен оптимальный уровень денежного содержания, которое обеспечит набор военнослужащих по контракту. Этот уровень будет в большей мере устраивать солдат, прослуживших полгода-год и решивших заключить контракт на три года. Но он приемлем и для военнослужащих, находящихся в запасе. В ходе эксперимента отработан порядок перевода соединения, полка на контракт: сначала создавать инфраструктуру, социальные условия, а уж потом организовывать набор. Проведен мониторинг тех слоев населения, откуда будут набираться контрактники. Он позволяет надеяться, что все, что определено госпрограммой, нам удастся реализовать.

В то же время я не абсолютизировал бы опыт 76-й дивизии. Для профессионалов опыт набора по контракту исчисляется с 1992 года. Уже тогда контрактниками комплектовали дивизии и полки, выполнявшие боевые задачи в горячих точках.

-- Совершенно новое для российской армии явление -- привлечение коммерческих структур для выполнения некоторых работ в частях, сформированных из контрактников. Насколько перспективно это направление?

-- Мы только что вернулись из Белоруссии, где проводили совместные учения. Так вот белорусы перешли на использование коммерческих структур в обеспечении армии раньше, чем мы, хотя идея принадлежит нам. Для крупных городов, районов логично вопросы обеспечения (питание, банно-пречечное обслуживание, химчистка) отнести за рамки военных оргштатных структур.

-- В федеральной целевой программе перехода на контракт планировались средства на строительство и ремонт общежитий для контрактников, хранилищ, на создание учебно-материальной базы, стрельбищ и полигонов. Однако затем от многого из этого отказались. Внешне -- под давлением СПС. Даже председатель правительства сказал, что перевод на контракт не надо связывать с интенсивностью боевой учебы. Но откуда возьмем профессионала, если он не будет заниматься боевой подготовкой?

-- СПС не настолько влиятельная партия, чтобы оказывать давление на правительство. Мы работали в рамках возможностей бюджета. Сейчас программа состоит из двух частей. Первая -- создание социальных условий перехода на контракт. Это строительство специализированного упрощенного жилья для контрактников на базе существующих фондов, а также новых казарм ячеечного типа. В программу включена и достаточно дорогостоящая инфраструктура городков -- учебные корпуса, спортивные залы. Но все в разумных рамках, без излишеств, что значительно сократило нагрузку на бюджет. Вторая часть программы -- повышение боевой готовности переводимых на контракт частей. Предусмотрено создание всех условий для интенсивной боевой учебы -- дооборудование полигонов, стрельбищ и так далее. Но интенсивность боевой учебы будет определяться ресурсом боевой техники и вооружения. А его придется экономить по крайней мере до того момента, когда в соответствии с Государственной программой вооружения в части начнет поступать новая техника и оружие.

-- Вы входите в состав совета директоров ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Каков ваш взгляд на последние события, связанные с этим концерном.

-- Не считаю, что этот вопиющий случай с двумя убийствами характеризует концерн. Я глубоко убежден, что это часть нашей суровой действительности, а не проявление каких-то криминальных процессов в рамках самого концерна. Его генеральный директор будет избран в ближайшее время, кандидат уже назван.

-- Объем гособоронзаказа в этом году на треть превышает уровень прошлого года. Во что это вылилось? Закупок нового вооружения для армии по-прежнему нет.

-- Выполнение гособоронзаказа позволяет нам поддерживать ядро вооруженных сил, группировку частей в постоянной готовности. Это стоит немалых денег. Около 40% всех затрат в рамках гособоронзаказа идет на поддержание существующей группировки. Задача же развития вооружения решается планово в рамках госпрограммы вооружения. В последние несколько лет немалая часть госзаказа направлялась на создание научного задела, разработку новых образцов вооружения и военной техники (ВВТ), завершение НИОКР и подготовку предприятий для серийного производства с 2007 года.

Сотни их прошли испытания и приняты на вооружение. Идет перевооружение стратегических ядерных сил. Я имею в виду серийное производство «Тополя-М», строительство подводных лодок четвертого поколения, разработку нового морского стратегического ракетного комплекса. Создаются оперативно-тактические зенитные ракеты, авиационные средства поражения различных типов. Все это есть, нет пока крупного серийного производства. Государство не накопило еще средств для этих целей.

-- Почему так стойки позиции посредников в выполнении государственного оборонного заказа?

-- Нормативно-правовая база гособоронзаказа и закупок в интересах государственных нужд не просто рекомендует, а требует, чтобы в числе подрядчиков заказов были только производители -- юридические лица, имеющие базу и квалифицированные кадры. К сожалению, есть исключения. Но и абсолютизировать требование, чтобы участвовали только производители, не всегда нужно. Допустим, закупка автомобильной техники общегражданского назначения у дилеров обходится дешевле, чем на заводах-производителях. Ориентир один -- купить для армии дешевле качественную продукцию на выделенные средства.

-- Удалось ли создать единую централизованную систему закупок товаров для вооруженных сил, прийти к единым торгам? Прежде 11 государственных ведомств игнорировали это требование.

-- Сегодня мы располагаем правительственным решением об обязательном проведении единых торгов по номенклатуре тыла для всей силовой организации государства. Есть рекомендации для проведения единых торгов и в рамках закупок вооружений и военной техники общего назначения. Вопрос решается тяжело, болезненно, хотя никто ни на чей суверенитет не покушается, не тратит деньги без госзаказчика, которому средства выделяются. Думаю, что недоверие друг к другу должно пройти. В этом году впервые прошли единые торги по многим позициям вещевой и продовольственной службы. Результат будет виден в конце года. Игнорирования новой системы предприятиями нет, есть попытки выйти из нее.

-- Гособоронзаказом у нас занимается и аппарат вице-премьера Алешина, и комитет по гособоронзаказу Минобороны во главе с Матюхиным, и соответствующий департамент в Минпромнауки, и ваше министерство. Кто играет «первую скрипку»?

-- Все, департаменты органов исполнительной власти, которые вы назвали, готовят предложения, а формирует его Министерство экономического развития и торговли. Это записано, в частности, в положении о новом Госкомитете по гособоронзаказу: он готовит предложения, касающиеся вооружения, применение которого предусмотрено более чем в одном компоненте военной организации государства.

-- Известно, что финансирование в рамках госпрограммы вооружений в целом уже определено на длительную перспективу. Какие прослеживаются тенденции в ее структуре и динамике?

-- Уже сейчас начата работа по формулированию этих расходов до 2015 года. Это ориентир, который позволяет развивать вооружения комплексно, как систему, не выдергивая из общего ряда и не отдавая предпочтение каким-либо видам.

-- Кроме оружия армии надо обмундирование. Офицерам же выдают в основном полевую форму, а с повседневной и парадной проблемы. Скоро ли можно будет видеть армию одетой?

-- К сожалению, это не единственная проблема вооруженных сил. Решим их, когда наступит гармония между структурой и объемами военной организации и возможностям государства. Вещевым имуществом вооруженные силы сейчас обеспечиваются по минимуму, предпочтение отдается полевой форме одежды. Думаю, не сильно изменится положение и в следующем году.

-- Но ведь есть золотой запас, резервы Минфина и Центрального банка, есть профицит бюджета, можно было бы перечислять часть средств от торговли оружием...

-- У государства много источников средств, но много и задач. Сегодня используются все механизмы, чтобы государственные нужды, в том числе и оборонные, были удовлетворены. Есть первостепенные точки приложения валютных и золотых запасов -- поддержание стабильности бюджетно-кредитной системы, развития экономики. Думаю, они определены правильно. Хотя бы потому, что у нас стабильный экономический рост, превышающий плановые показатели, стабильный рубль.

-- В этом году более чем на 11% увеличены средства на жилищное строительство для военных. Реализуются ли эти планы? Насколько успешно вводится в действие накопительная система?

-- В 2003 году мы должны построить 28--29 тыс. «обычных» квартир плюс более 5 тыс. служебных. Годовое задание по всем разделам жилищного строительства уже выполнено наполовину и более, финансирование идет по графику. Что касается накопительной системы, то в рамках ее ежегодные перечисления на одного военнослужащего предполагаются эквивалентными стоимости 2,6--2,7 кв. м общей площади. Этап первоначального накопления средств может продлиться с 2004 по 2014 год.

-- На развитие российской Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) бюджетом наконец выделено 1 млрд 563 тыс. руб. Можно надеяться, что Россия сохранит навигационный суверенитет?

-- У нас, если хотят народ напугать, сразу говорят о потере какого-нибудь суверенитета. По поводу ГЛОНАСС приняты достаточные меры, чтобы не потерять, как вы сказали, навигационный суверенитет. В 2001 году утверждена соответствующая ФЦП, рассчитанная до 2011 года. Поставлена задача активнее развивать коммерческое использование системы, создав предприятия-операторы, и привлекать внебюджетные средства. Сейчас орбитальная группировка ГЛОНАСС имеет 11 космических аппаратов (КА), к 2007 году их планируется иметь 18, к 2010-му -- до 24. Проводятся работы по созданию КА со сроком активного существования 7--10 лет, которые обеспечили бы высокую точность позиционирования. Воздушные и морские суда будут оснащаться навигационным оборудованием.

Задача развития отечественной навигационной системы становится важным элементом национальной политики еще и потому, что объявлено о модернизации американского аналога -- GPS, а также принято решение о начале опытно-конструкторских работ по европейской системе Galileo.

-- Вы входите в состав Федеральной антитеррористической комиссии. Как часто проходят ее заседания и что из заметных решений последнего времени вы могли бы назвать?

-- Комиссия вырабатывает предложения по основам государственной политики в области борьбы с терроризмом, анализирует информацию о его состоянии и тенденциях, координирует работу федеральных органов исполнительной власти и ведет работу по совершенствованию законодательства. Заседаем не реже одного раза в квартал, либо при необходимости безотлагательного рассмотрения какого-то вопроса. В последнее время комиссией были рассмотрены вопросы охраны объектов особой важности и повышенной опасности, противодействия биологическому и химическому терроризму. Обсуждали также, как эффективнее не допустить разжигание межконфессиональной розни.

-- В чем необходимость создания рабочей группы по согласованию поставок военной продукции иностранным заказчикам, в состав которой вы входите? Можно ли как-то охарактеризовать ее работу?

-- В развитых странах существует очень жесткая система контроля за оружием и технологиями, которые идут за рубеж. Для оптимизации принятых решений в области военно-технического сотрудничества создана межведомственная рабочая группа, в которую входят должностные лица ведомств в ранге не ниже заместителей. Мы собираемся, как правило, по субботам, обсуждаем все «за» и «против» и принимаем согласованное решение. Например, «Рособоронэкспорт» определился, какой образец вооружений кому можно и нужно продать. И вот все ведомства соглашаются, а одно нет, потому что в образце заложены технологии, которые нежелательно раскрывать. Раньше бумаги для согласования ходили месяцами, теперь решение принимается быстро.

-- С завидной периодичностью поднимается вопрос о подчинении ФГУП «Рособоронэкспорт» Комитету РФ по военно-техническому сотрудничеству. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.

-- Я не взял бы на себя смелость комментировать этот вопрос. Такая же ситуация у любого федерального органа исполнительной власти, который имеет функционально замкнутые на него структуры. И всегда в этом федеральном органе говорят о желательности больших прав и чтобы подчиненную структуру обязали выполнить его волю. Но не всегда решение федерального органа бывает оптимальным. И наверное, неплохо, когда у подчиненной структуры есть возможность иметь свою точку зрения, на равных ее обсуждать. Время выберет форму соподчиненности, которая будет отвечать потребностям работы.

-- Вопрос к вам как члену правительственной комиссии по реализации ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002--2006 годы)». Оборонные агентства отомрут и когда?

-- Оборонные агентства продолжают играть очень большую роль. Процесс создания оборонных холдингов еще не вступил в такую стадию, когда они могли бы заменить агентства. Практика покажет, какая организационная структура должна быть. Ясно одно: вера в то, что какие-то органы власти могут сегодня диктовать самостоятельным производителям свои условия, уже прошло.

-- От СССР России осталась избыточная оборона. Куда девать лишние ракеты, танки, пушки и во что их ликвидация может вылиться?

-- Есть проект государственной программы промышленной утилизации ВВТ до 2010 года. Есть аналогичные частные программы. Основная часть вооружений, которые дают при утилизации прибыль, почти кончилась. Осталось то, в уничтожение чего надо вкладывать деньги. Темпы утилизации зависят от объемов финансирования. Программа утилизации была бы уже принята, если бы наряду с проблемами, действительно важными для государства, в ранг федеральных целевых программ не пытались ввести и менее важные. В результате накапливается множество программ, поднять которые бюджет не в силах. Только по линии оборонного комплекса сегодня разработаны проекты восьми ФЦП. Чтобы их реализовать в течение четырех лет, необходимо 280 млрд руб. Таких средств нет.

-- В 2004 году запланировано удвоение средств на мобилизационную систему. Чем это вызвано?

-- В последние годы средства на мобилизационную подготовку не увеличивались и даже не индексировались и составляли всего 500 млн руб. Сейчас появилась возможность выделить в два раза больше, но это далеко не достаточно для того, чтобы мобподготовка совершенствовалась в зависимости от потребностей.

-- Не секрет, что достаточно протяженные участки государственной границы России с бывшими союзными республиками весьма прозрачны. Намерено государство их укреплять?

-- По поручению президента разрабатывается проект федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003--2010 годы)». В этом году запланировано выделить ФПС 800 млн руб. Это сверх средств, запланированных на основную деятельность пограничников. Деньги пойдут на обустройство частей и подразделений на российско-грузинском и российско-азербайджанском участках. Помимо программы разрабатываются планы обустройства участков границы в Северо-Кавказском регионе, с Казахстаном и Украиной. Частично вопросы обустройства границы решаются в рамках союзного государства.

Минэкономразвития совместно с ФПС России и Минфином 20 мая этого года внесло в правительство страны предложение о разработке ФСБ России основных направлений (или концепции) принципиально новой системы защиты и охраны государственной границы России с учетом ее перспективного облика.

Беседовал Николай ПОРОСКОВ