|
|
N°135, 25 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Песня о красивых автомобилях
В «Пушкинском» стартовал «Двойной форсаж»
Одинарный «Форсаж» -- высокооктановая жужжалка Роба Коэна -- неожиданно для многих стал кассовым сюрпризом 2001 года. Кино, основанное на газетной статье об уличных гонщиках, снятое за копеечный по голливудским меркам бюджет в 38 млн долл., только в Америке окупилось впятеро, собрало ворох регалий (включая четыре профприза Всемирной ассоциации каскадеров и приз MTVза лучшую экранную пару) и буквально за руку вывело Вина Диезля на звездную аллею к большим гонорарам и праву самому выбирать следующие проекты (к слову, правом этим Дизель воспользовался и в продолжении сниматься не стал). Расхваливающих картину на все лады американских критиков не смутил даже тот факт, что сюжет (о полицейском под прикрытием, внедряющемся в банду и проникающемся симпатией к свободолюбивому бунтарю-главарю) был угнан у культового серф-фильма Кэтрин Бигелоу «На гребне волны». Тот продолжения, как известно, не получил, поэтому когда в прессе появились первые сообщения о съемках сиквела, прогрессивная общественность замерла в ожидании: на каком сюжете перебьют номера на этот раз?
Создатели продолжения во главе с режиссером Джоном Синглтоном («Свои ребята», новый «Шафт» с Сэмюэлем Л. Джексоном), заслуженным афроамериканцем непреклонных годов поступили честнее: чтобы не лезть в чужие закрома, они вовсе избавили фильм от того, что принято называть историей. Нет, какие-то события в «Двойном форсаже», конечно, происходят: известный по первой серии Брайан О'Коннор (Пол Уокер), разжалованный из полиции, берется на пару со своим другом детства Пирсом (Тайрис Гибсон) внедриться в банду майамского крестного отца Верона (Кол Хаузер) под видом перевозчиков чего-то там запретного. Они это делают. И все! Не надо ни разбираться в отношениях персонажей, ни вникать в полутона и скрытые смыслы, ни бояться выбежать из зала за попкорном на самом интересном месте.
«Двойной форсаж» -- наверное, самый простой для восприятия фильм, который выходил на наши экраны. Даже по сравнению с первой серией, все содержание которой с легкостью укладывалось в неуловимо измененный частушечный зачин «Мы с приятелем вдвоем работали на Дизеля». Поскольку во второй серии никакого Дизеля нет и в помине (лишь однажды вскользь упоминают «того качка»), то о «Двойном форсаже» нельзя сказать даже этого. Над сценарием, если верить титрам, работали целых три человека, на реплики и диалоги персонажей ими отведено страничек этак восемь (из которых добрая треть уходит на специфические автомобильные скабрезности, в которых разного рода детали вроде поршней сравниваются с соответствующими органами человеческого тела). Все разговоры сведены к минимуму, чтобы, не ровен час, не заглушить рев моторов: в таком кино каждый автомобиль рвет и мечет в строго индивидуальном тембре, как в ранних фильмах Джона Ву всяк револьвер лаял по-своему.
Какого бы возраста ни был зритель, пришедший в кинозал насладиться «Двойным форсажем», он все равно будет вынужден пялиться на героев снизу вверх. Так смотрит отличник, семенящий через двор с прижатой к груди нотной папкой, на компанию второгодников и их подруг, вот уже который месяц чинящих мотоцикл под магнитофонное погромыхивание. И в близоруких глазах его пузырится привычная смесь из восторга, ужаса и презрения к полубогам с коробкой передач вместо мозга, королевам бензоколонок и кесарям тюнинга. Детям разных народов, вопреки расовым теориям, подтвердившим свою принадлежность к сверхчеловечеству способностью выдать двести по встречной. Становиться такими, как они, в принципе можно, но не хочется. Ну разве что иногда.
По воздействию творение Синглтона сродни так называемым энергетическим напиткам, обещающим заряд энергии на целый день вперед. Абсолютно непонятно, имеют ли они на самом деле приписываемые им «тонизирующие и восстановительные свойства» или все дело в самовнушении. Но вот одна баночка, другая, полчаса фильма, час -- и кожу изнутри начинает покалывать, в голове клубится морок бессмысленной и бесцельной ясности, а в глазах кружится метель из хромированных частей, баллонов с жидким азотом и аляповатых драконов, нарисованных на дверцах по трафарету. Удовольствие бессмысленное настолько, насколько это только можно себе представить. И настолько же всеобъемлющее. На такие фильмы будут (и должны) ходить все, вне зависимости от наличия прав. И уличный гонщик со стажем, и человек, который знает об автомобилях только то, что они работают на бензине, проведут полтора часа в блаженном полуступоре, в полной неподвижности глядя на то, как другие -- ненастоящие, красивые, целлулоидные -- превышают очередной скоростной барьер. И пойдут на третью, тридцать третью и какую еще угодно серию «Форсажа». Поскорее -- только бы свечи не сжечь, карбюратор... И что у них есть еще там.
Подпись:
В кого именно целится в данный момент Брайан О'Коннор (Пол Уокер), совершенно неважно. Главное, что машина попала в кадр
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ