|
|
N°129, 17 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Евросоюз против «мусоропроводов»
Борьба со спамом выходит на международный уровень
Европейский Союз решил начать активную борьбу со спамом, или мусорной почтой. Представитель Финляндии Эркки Лииканен, отвечающий в Еврокомиссии за предпринимательство и информационную сферу, призвал Европу объединить усилия по борьбе с рекламными рассылками, которые стали бичом электронной почты. Он предложил к концу октября принять общеевропейский закон, который запретил бы спамерам посылать письма рекламного характера тем, кто не дал предварительного согласия на получение таких писем. Это первый случай, когда проблема мусорной почты обсуждается на всеевропейском уровне: до сих пор члены ЕС пытались принимать антиспамерские законы самостоятельно. Однако оказалось, что в одиночку со спамом ни одна страна справиться не может.
Спам имеет достаточно давнюю историю. Считается, что первым спамером была компьютерная фирма Digital Equipment Corporation, которая 3 мая 1978 года отправила свою рекламную рассылку на несколько тысяч электронных адресов. Сейчас, когда мусорное письмо запросто может быть послано нескольким миллионам адресатов, этот поступок кажется довольно безобидным, но по тем временам злодеяние DEC казалось ужасающим. Ведь первый спам был отправлен практически всем пользователям относительно небольшой сети arpanet, предшественницы Интернета. Почин первых спамеров был поддержан, и мусорная реклама стала одним из главных проклятий Всемирной паутины -- наряду с вирусами и хакерами. Но вплоть до конца 90-х годов масштабы спама все же оставались относительно скромными: бум мусорной почты начался буквально три-четыре года назад.
Сейчас рекламные рассылки составляют около половины всей электронной переписки. Пессимисты полагают, что если не предпринять радикальных мер, то в ближайшие годы мусорная почта превратит Интернет во всемирные авгиевы конюшни. Вдобавок спам приводит к большим финансовым потерям: чтобы защититься от виртуального мусора, компании вынуждены покупать специальные программы-фильтры, отсеивающие нежелательную почту, платить за интернет-трафик, половина которого оказывается никому не нужной, терять рабочее время, которое персонал тратит на удаление спама. По оценкам экспертов, к 2007 году из-за спама мировой бизнес будет терять 198 млрд долл. В последнее время эту опасность осознали и власти: в разных странах началась разработка антиспамерских законов. Но пока законодателям всех стран не удается переломить ситуацию.
Первыми за спамеров взялись американцы. Это и понятно: Америка является главным мусоропроводом мира -- считается, что за 90% электронных рекламных рассылок ответственны всего 140 человек, проживающих в США. В мае этого года конгресс начал рассматривать проект закона по борьбе со спамом. Правда, какого-либо нового радикального средства против электронных мусорщиков парламентарии предложить не смогли. Закон обязывает спамеров сообщать свои данные (как виртуальные, так и реальные) и запрещает посылать рекламу тому, чей адрес помечен как «конфиденциальный» (как вы думаете, если на ваш обычный почтовый ящик повесить табличку «Рекламу не бросать», перестанут ли агенты запихивать туда рекламные листовки?!). Многие считают, что этот законопроект рассчитан на «порядочного спамера». Но «благородные разбойники», к сожалению, редко встречаются на настоящих больших дорогах. Впрочем, если полиции удастся отловить в сети спамера-нарушителя, то последнему грозит вполне серьезное наказание -- штраф до 1,5 млн долл. и до двух лет тюрьмы.
Еще раньше аналогичный закон был принят в отдельно взятом штате Виргиния. Там за спам можно получить до пяти лет тюрьмы. Причем местные законодатели решили, что не столь важно, где именно находится спамер -- в самом штате или на другом конце планеты. Раз уж мусорную почту занесло на виргинскую землю, то ее отправитель будет нести ответственность по всей строгости. И если этот закон все же удастся эффективно применять против спамеров, то это может стать большим успехом: ведь именно в этом штате расположены многие ведущие американские интернет-провайдеры, в том числе, к примеру, известная компания AOL.
Кроме того, с мусорной почтой пытались бороться и в других государствах, к примеру в Германии и Южной Корее. Однако, несмотря на большое количество антиспамерских законопроектов, мусорные рекламные рассылки процветают. Видимо, порознь со спамерской чумой справиться не получается. В Евросоюзе, кстати, это поняли: еврокомиссар Лииканен, предлагая свои меры против спама, особо упирал на то, что без международного сотрудничества никакого толку не будет. Но у спамеров явно есть еще несколько лет безнаказанности: колесики международной бюрократии вертятся крайне медленно.
Владимир ДЗАГУТО