|
|
N°128, 16 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бьорк: «Мечтаю озвучить Булгакова»
17 июля состоится концерт исландской звезды
Вчера случилось почти невероятное -- певица Бьорк прилетела в Москву за три (!) дня до своего концерта в СК «Олимпийский» и сама изъявила желание пообщаться с журналистами. И это после строго ограниченных во времени пресс-конференций в день концерта, который зачастую является и днем прилета разных иноземных звезд на наши просторы. На вчерашней пресс-конференции тоже действовал своего рода регламент: от имени певицы журналистов попросили выключить мобильные телефоны («Это небезопасно -- во Франции журналистов с трезвонящими трубками девушка закидала яблоками со стола») и не задавать ей вопросов о семье и детях. Но и без того вопросов вроде «любите ли вы готовить?» и «чем вы занимаетесь в свободное время?» было достаточно. Бьорк же, завораживая непривычным английским с очень твердыми согласными (и особенно почти русским раскатистым «р»), пыталась свести разговор к тому, ради чего, собственно, она и приехала, -- к музыке.
Исландская звезда заявила прежде всего, что она очень рада тому, что ее страна после многих сотен лет культурной изоляции наконец-то может успешно общаться со многими «поющими» мировыми державами и даже успешно конкурировать с ними. Бьорк ни в коем случае не хочет ограничиваться ни пределами своего острова, ни рамками какого-то конкретного музыкального стиля, и поэтому она много путешествует, работает с музыкантами из разных стран, играет музыку разных стилей. «Всю жизнь меня окружали люди слишком разных пристрастий: мама -- хиппи, папа -- член профсоюза электриков, -- но это нормально, когда человек не замкнут в однотипном мирке. И я, как любой нормальный человек, хочу попробовать все». Певица очень трепетно относится к своим музыкальным творениям -- и тексты, и музыку пишет сама, считая музыку «живым существом, за которым нужно ухаживать». Понятна ревность Бьорк к некачественным записям и плохому радиовоспроизведению своих песен («Даже Стр-р-р-равинский на радио звучит ужасно»), ибо музыка должна жить и «дышать кислородом». Текст для Бьорк не так важен, и поэтому слова пишутся только вслед за образами, навеянными музыкой.
Вопреки ожиданиям любителей фольклора на концерте не будет старинных исландских песен. Бьорк убеждена, что на старом останавливаться ни в коем случае нельзя: «Я думаю, что мы должны 364 дня в году слушать современную музыку, музыку новых направлений, и лишь один день посвящать старой музыке». Певица говорит, что, являясь экспериментатором по природе, очень любит менять стиль своих выступлений. Раньше она со товарищи выступала в оперных залах, с хором и оркестром. Теперь же на дебютном выступлении в «Олимпийском» зрителям будет представлено множество инструментальных комбинаций: вместе с Бьорк приехали музыканты, которые делали вместе с ней ее предыдущие альбомы. К вопросу о намерениях Бьорк написать музыку к какому-нибудь литературному произведению, сочинить мюзикл или оперетту -- певица вспомнила, как целый год сочиняла музыку к фильму «Танцующая в темноте», но в итоге фильммейкеры почти все порезали. Но сама идея ей нравится. «Я давно горю идеей написать музыку к «Мастеру и Маргарите», это моя любимая книга. Но тут в России мне сказали, что связываться с «Мастером и Маргаритой» небезопасно, чертовщина какая-то получается. Это что, правда?» -- спросила она с сожалением.
Бьорк не считает себя знатоком русской музыки, но чувствует большую симпатию к экспериментаторам: «Идеи о цвете и запахе музыки, развитые Скрябиным, -- это же очень интересно!»
В конце Бьорк поблагодарила всех за вопросы и добавила: «Приходите и послушайте музыку. Она говорит гораздо лучше, чем я».
Ольга КУЗНЕЦОВА