Время новостей
     N°122, 08 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.07.2003
Щит и меч приватизации
Силовые ведомства намерены усилить влияние на экономику
Похоже, Федеральная служба безопасности захотела более активно проявить себя на ниве приватизации. По крайней мере именно так можно понять слова директора ФСБ Николая Патрушева, сказанные им на днях в Ульяновске после совещания руководителей региональных управлений ФСБ Приволжского федерального округа. Как сообщило вчера агентство Интерфакс, глава ФСБ считает, что именно его ведомство должно курировать вопросы, связанные с приватизацией промышленных предприятий, в частности оборонных. «Этот комплекс вопросов должен находиться в нашем ведомстве. У нас есть обеспокоенность по ряду сделок», -- заявил он.

Реалии нашей страны просто обязывают относиться к любому заявлению главы столь серьезной организации с повышенным вниманием. А уж если речь заходит о приватизации (черту под итогами которой готовы подвести далеко не все), то тем более. Когда же подобные высказывания следуют спустя всего несколько дней после известных событий вокруг ЮКОСа, названных рядом аналитиков концом эпохи мирного сосуществования бизнеса и власти, то желание прочитать нечто «между строк» становится почти непреодолимым. Одним словом, высказывания Николая Патрушева рождают вопрос: не звенья ли это одной цепи -- действия Генпрокуратуры против бизнеса в лице ЮКОСа и намерения ФСБ работать с бизнесом в лице претендентов на госсобственность. Некую связь улавливают и в правительстве. «ФСБ всегда стремилась трактовать понятие «безопасность» как можно шире. Видимо, в связи с последними событиями это желание обострилось», -- заявил газете «Время новостей» высокопоставленный правительственный источник.

Масла в огонь подлил и глава Счетной палаты Сергей Степашин, кстати бывший глава ФСБ. Вчера он негативно отозвался о еще одном крупном бизнесмене, который теоретически вполне мог бы стать новой целью силовиков. Как сказал глава Счетной палаты, покупка Романом Абрамовичем британского футбольного клуба «Челси» -- «политический демонстративный вызов всей стране». По убеждению г-на Степашина, «деньги, полученные от природной ренты, должны идти не на покупку футбольных команд, а на освоение новых скважин, на развитие российской экономики» (видимо, из этого следует, что петербургский «Зенит» должен снять с себя майки с надписью «Газпром», а любимая команда самого г-на Степшина «Динамо» -- лишиться спонсорской поддержки ЮКОСа).

Впрочем, источники газеты «Время новостей», которые хорошо знают приватизационную кухню, никаких аналогий не проводят и далеко идущих выводов из выступления главы ФСБ не делают. Практически каждый уверен, что Николай Патрушев несколько своеобразно озвучил давно существующее положение вещей. Ни для кого не секрет, что ФСБ всегда участвовала и участвует в решение вопросов, связанных с приватизацией тех или иных промышленных объектов, тем более оборонных. «К нам даже несколько человек откомандированы от ФСБ», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» источник в Минимущества. По его словам, это не только не мешает, но и помогает работе. В частности, при помощи сотрудников ФСБ удалось предотвратить потерю Россией части торгового флота. «В Минимущества удовлетворены сотрудничеством с ФСБ, спорных моментов не возникает, и антагонизма нет», -- заверил источник.

Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко также не видит приватизации без участия ФСБ. По его словам, информация, поступающая от региональных УФСБ, имеет большое значение в борьбе с экономическими преступлениями и различными нарушениями в процессе приватизации. В частности, сказал г-н Кириенко, информация УФСБ Ульяновской области помогла вернуть на ЗАО «Авиастар-СП» государственную собственность. «Кроме того, совсем недавно благодаря слаженной работе с управлением ФСБ по Кировской области нам совместно с Минимущества удалось предотвратить уже подготовленную операцию по краже государственного пакета акций на одном из предприятий, на котором производится, в частности, и продукция военного назначения», -- сказал г-н Кириенко.

Аналогичной позиции придерживается и первый замминистра промышленности, науки и технологий Александр Бриндиков, возглавляющий направление, связанное с деятельностью оборонных отраслей промышленности. Как сказал он корреспонденту газеты «Время новостей», участие ФСБ в процессе согласования приватизационных вопросов, особенно в оборонке, -- «это нормальное положение вещей». По мнению первого замминистра, в связи с высказыванием г-на Патрушева в Ульяновске произошла подмена понятий. «Курировать -- участвовать в процессе, иметь право высказываться по тем или иным вопросам», -- говорит Александр Бриндиков. Что недалеко от истины. Классическая трактовка термина «курирование», если заглянуть в толковый словарь Ожегова, это -- наблюдение и помощь. Хотя сегодня слово это означает немного другое.

Уже упомянутый Сергей Степашин также высказался за участие ФСБ в контроле за приватизацией промпредприятий, особенно связанных с обороной и безопасностью, но исключительно в рамках законодательства. А оно, как известно, никакой руководящей и направляющей роли спецслужб в этом процессе не предусматривает. Впрочем, на практике это может выглядеть иначе. В свое время силовики с Лубянки отказывались визировать законопроекты по реформированию железнодорожного транспорта, добившись, в конце концов, законодательного закрепления неприкосновенности инфраструктуры будущего АО «Российские железные дороги» и позволив приватизировать впоследствии лишь примерно десятую часть имущества отрасли. Исходя из этого, нельзя не оценить весомость одного из высказываний г-на Патрушева: «Если с нашей позицией не считаются, то в этом случае мы доводим свою точку зрения до президента, и мы всегда настаиваем на том, чтобы наша точка зрения была учтена».

Ряд аналитиков полагает, что высказывания главы ФСБ могут отпугнуть часть потенциальных инвесторов, которым и так не по нраву повышенное внимание спецслужб к проблемам приватизации. Однако председатель комитета по экономической политике Госдумы, глава Ассоциации частных и приватизируемых предприятий Григорий Томчин так не считает. «Об участии ФСБ давно все известно. Говорят они об этом или не говорят -- они курируют», -- сказал он корреспонденту газеты «Время новостей».

Вячеслав НИКОНОВ, директор фонда «Политика»:

-- У меня есть сильное подозрение, что ФСБ всегда контролировало вопросы, связанные с приватизацией. Вероятно, это заявление должно дать понять всем, что в приватизационных сделках будут учитываться разные аспекты и что ФСБ постарается поставить под контроль вопросы прозрачности и честности этих сделок. Что хорошо. Плохо -- что решения будут приниматься в том числе и с учетом политических моментов. Каким-то образом все это может быть связано и с последними событиями вокруг ЮКОСа. Ясно, что силовики в большей степени хотят контролировать бизнес, чем это было до сих пор.

Заявление же Степашина я не стал бы рассматривать как предупреждение Абрамовичу о том, что тот может стать следующим за Ходорковским. И никакого «вызова» в том, что человек купил что-то за границей, нет. Во всяком случае, когда компания BP покупает нашу ТНК, никто не говорит о том, что бросается вызов английскому обществу. Наоборот, покупку активов в других странах можно рассматривать как расширение сферы национального влияния.

Руслан ПУХОВ, генеральный директор Центра анализа стратегий и технологий:

-- В оборонной промышленности, в отличие от других секторов экономики, идет процесс деприватизации и национализации. Правительство взяло курс на создание холдингов, в которых контрольный пакет будет принадлежать государству. Значит, вполне вероятно, у некоторых частников такие контрольные пакеты отберут. Заявление г-на Патрушева может означать, что принято решение продолжить приватизацию оборонной промышленности. Тогда это опровергает планы правительства, либо глава ФСБ случайно назвал оборонку в числе остальных отраслей.

На практике государство всегда мощно присутствовало в оборонной промышленности. На предприятиях всегда были так называемые первые отделы. Вряд ли глава ФСБ подразумевал усиление контроля за тем, чтобы наши оборонные предприятия не скупались иностранцами через подставные фирмы. Это возможно было в середине 90-х годов прошлого века, но не сегодня. Возможно, Патрушев имел в виду, что ФСБ не допустит новых громких убийств, как это случилось в концерне «Алмаз-Антей».

Михаил ВОРОБЬЕВ, Николай ПОРОСКОВ, Наталья РОЖКОВА, Вера КУЗНЕЦОВА