|
|
N°239, 27 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шихмурадов в руках Ниязова
Справедливого суда над туркменским оппозиционером ждать не приходится
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов сообщил вчера о задержании своего главного и самого опасного политического противника -- бывшего вице-премьера и министра иностранных дел республики Бориса Шихмурадова. Объявивший в ноябре прошлого года о переходе в оппозицию режиму Туркменбаши 53-летний Шихмурадов был «назначен» официальным Ашхабадом главным организатором так называемого покушения на Ниязова уже через несколько часов после нападения на президентский кортеж 25 ноября.
Охота на Шихмурадова началась в Туркмении гораздо раньше этого нападения. Туркменбаши не раз ставил перед своими спецслужбами жесткие сроки, в течение которых его враг должен быть схвачен. Но охота оказывалась безуспешной, и жертвами этого только в уходящем году стали один за другим два руководителя национальной безопасности страны -- оказавшиеся в тюрьме генералы Назаров и Бердыев. Не один раз за это время г-н Ниязов указывал пальцем на Россию, где якобы прячется экс-министр. Доходило до того, что он жаловался лично Владимиру Путину на то, что Шихмурадову якобы предоставили в центре Москвы целый особняк, где он регулярно встречается с некоторыми представителями российского руководства. Из Москвы так же регулярно отвечали: Шихмурадова в России нет с тех пор, как он перешел в оппозицию. После инцидента с покушением туркменский агитпроп пугал соотечественников угрозой оказаться снова в том же «рабстве», в каком они пребывали последние 70 лет, окажись покушение на «любимого вождя» удачным. На голубом глазу утверждалось, что в этом случае российский спецназ уже готовился высадиться в Ашхабаде.
И вот наконец удача повернулась лицом к Ниязову. Однако характерно, что он не сообщил вчера, когда, где и при каких обстоятельствах Шихмурадов оказался в руках спецслужб. И это кажется очень важным обстоятельством. Дело в том, что, согласно абсолютно достоверным данным, имеющимся в распоряжении газеты «Время новостей», это случилось 25 декабря в Ашхабаде. А если судить по заявлению самого Шихмурадова, написанному им накануне и опубликованному вчера на сайте возглавляемого им оппозиционного движения (gundogar.org), он «добровольно явился в министерство национальной безопасности в надежде», что с его «арестом прекратятся преследования ни в чем не повинных людей». По сообщениям мировой прессы, правозащитных организаций, а также ОБСЕ и администрации США, в Туркмении за последний месяц развернулась беспрецедентная кампания травли и преследований родственников, близких друзей и дальних знакомых «главных оппозиционеров», известных или малоизвестных представителей туркменской номенклатуры, имевших «несчастье» быть в дружеских отношениях с «изменниками родины». Никто точно не знает, сколько десятков или сотен людей оказались сегодня в туркменских тюрьмах по «делу о покушении».
О том, что Борис Шихмурадов действительно готовился «добровольно сдаться», корреспонденту газеты «Время новостей» рассказал и житель Ашхабада, несколько дней назад приехавший оттуда и прекрасно знающий, где скрывался опальный оппозиционер в течение последних недель. Этот человек рассказал, что он как минимум дважды удерживал Шихмурадова от этого шага...
Не приходится сомневаться, что в дни, оставшиеся до 30 декабря, когда Народный совет Туркмении вновь узаконит смертную казнь в стране, туркменские чекисты сделают все возможное и невозможное, вплоть до применения психотропных средств, чтобы получить «признательные показания» от Шихмурадова. То, что это реально, свидетельствуют уже «выбитые» показания большинства арестованных. Сможет ли мировое сообщество потребовать от Ниязова обеспечения условий для справедливого и беспристрастного судебного расследования с участием независимых адвокатов, сказать трудно. Но то, что не в интересах Туркменбаши позволить Шихмурадову стать в суде его обличителем подобно Георгию Димитрову, убедившему почти 70 лет назад германский суд в том, что поджог Рейхстага -- провокация фашистов, очевидно.
Аркадий ДУБНОВ