|
|
N°238, 26 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хрупкая история
Советские новогодние игрушки в Музее декоративно-прикладного искусства
«Мерцание истории в елочном шарике» -- не совсем точное название для выставки российских и советских новогодних игрушек из коллекции американки Ким Балашак: если история и мерцает в этой экспозиции, так еще и в морковках, парашютистах, зайцах, барсуках и прочих выдутых из стекла, вырезанных из картона обитателях праздничных елок. На выставке в Музее декоративно-прикладного искусства старые новогодние игрушки (отечественного производства до 1966 года) впервые в таком количестве: их более двух с половиной тысяч. Они не на елках, а в стеклянных витринах, через которые видны и экспозиция, и посетители, склоняющие головы, чтобы разглядеть то, к чему на праздниках как-то недосуг присматриваться.
Эта большая выставка реконструирует атмосферу советского новогоднего праздника, но без обязательных для оного артефактов: нет ни генсеков по телеку, ни салата оливье в кастрюле на кухне. Хотя намеки на культурную самобытность именно советского Нового года имеются: есть шар с портретами Ленина--Сталина, есть газетные публикации с праздничными обращениями вождей («Опять Новый год» -- как-то со вздохом сообщает передовица из журнала 30-х годов, портрет Сталина прилагается), нас информируют и о том, что с 1925 по 1935 год празднование Нового года в Стране Советов было под запретом, производство елочных игрушек было прекращено, что-то люди мастерили сами.
Удачная во многом выставка все же лишена той внятной оппозиции частного и коллективного в советском праздновании Нового года, что знакома нам по всенародно любимому фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы».
Игорь ГРЕБЕЛЬНИКОВ