|
|
N°238, 26 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Никто не хотел рисковать
Газовая реформа не начнется раньше выборов
По всей видимости, особых иллюзий по поводу наличия большой политической воли к реформированию «Газпрома» питать не стоит. Политические ограничения, которые и так довлеют над такой важной составляющей российской власти и экономики, как газоснабжение, накануне выборов Думы и президента возрастают в геометрической прогрессии.
Кроме того, позицию идеолога реформы -- Минэкономразвития -- многие считают очень «сырой», что дает дополнительные козыри в руки противников структурных изменений. В тексте концепции, направленном в правительство в минувшую субботу, как признался газете «Время новостей» замглавы МЭРТ Андрей Шаронов, нет ни расчета темпов либерализации цен на газ, ни программы конкретных действий. И это при том, что сроки преобразований по сравнению с первым вариантом значительно ужесточились. Если раньше абстрактный свободный рынок газа в России должен был быть создан к 2010 году, то в обновленной редакции он начнет нормально функционировать на пять лет раньше. По словам г-на Грефа, это необходимо для того, чтобы «синхронизировать реформирование газовой отрасли и электроэнергетики».
В концепции МЭРТ по аналогии с реструктуризацией РАО появился пункт о необходимости акционерного контроля государства над Центральным производственно-диспетчерским управлением (в энергетике -- это Системный оператор) и транспортной компанией (Сетевая компания), которые должны быть выделены из «Газпрома» по ходу реформы. Более того, как сказал г-н Шаронов, либерализация рынка газа должна даже несколько опережать создание свободного рынка электроэнергии. То есть за два года в газовой отрасли нужно сделать то, что Чубайс не может сделать в РАО «ЕЭС России» уже четыре года.
Даже непосвященному человеку очевидно, что осуществить подобный замысел просто нереально. Ну разве что президент со всей своей администрацией, правительство с профильными ведомствами, обе палаты парламента, «Газпром» с «олигархами» и все-все-все забросят все дела и будут ночами сидеть над механизмами, схемами и документами (включая законы, указы и постановления) в течение этих двух лет. Даже в условиях отсутствия избирательной гонки за столь короткий срок подготовить с нуля и осуществить масштабные преобразования можно только в голливудском кино.
Не исключено, что в Минэкономразвития прекрасно понимают, что сейчас никакие серьезные реформы «Газпрома» не пройдут. А ужесточение их позиции -- это лукавство: мол, мы подготовили очень амбициозную либеральную программу, но нам не дали ее осуществить.
Драматичность же ситуации заключается в другом. Газовая отрасль России и «Газпром» в частности тяжело больны. Можно помочь «Газпрому» увеличить выручку внутри страны за счет увеличения газовой ренты с промышленности и населения. Более того, учитывая мораторий, который действовал в 1990-х годах на рост цен на газ, это было бы справедливо. Но никакой уверенности, что эти деньги пойдут на развитие рынка и повышение эффективности «Газпрома», нет. У монополиста, и здесь трудно не согласиться с Андреем Шароновым, просто нет для этого никаких стимулов.
Алексей ГРИВАЧ