|
|
N°238, 26 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Законы с драматической судьбой»
Дума оценила себя самокритично
Вчера по итогам осенней сессии Госдумы перед журналистами отчитался спикер Геннадий Селезнев. «Мы справились с очень громоздким законодательным портфелем», -- сказал он. «Могли бы сделать и больше, но, к сожалению, часть законопроектов была недостаточно тщательно подготовлена», -- посетовал затем спикер.
Президентские и правительственные законопроекты Дума в этом году старалась рассматривать в первую очередь. Из 57 федеральных законов, принятых в ходе осенней сессии и уже подписанных Путиным, 24 были внесены правительством, девять -- президентом. Однако правительство, по словам Селезнева, не всегда аккуратно прорабатывало вносимые законопроекты. Именно в этом он видит причину того, что законы о ЖКХ и электроэнергетике «постигла в Думе драматическая судьба». Впрочем, сами законодатели примером для правительства по качеству своей работы быть не могут. Палата так и не приняла многострадальный закон о рыболовстве, а бюджетный комитет не справился с Таможенным кодексом, сказал глава Думы.
Явно не хватает депутатам дисциплины, подчеркнул Селезнев. «Меня совершенно не устраивает «виртуальное голосование», когда реально в зале заседаний присутствует значительно меньше депутатов, чем значится на электронном табло. Но, к сожалению, подобное голосование «за себя и за того парня» позволено регламентом», -- сказал он. Единственное, что может предложить спикер в этой ситуации, это поставить около каждой фракции в зале заседаний табличку с ее названием. «Пусть камеры покажут избирателям, что их депутата нет ни в регионе, ни в зале заседаний», -- добавил он.
А вот за коллег из региональных законодательных собраний, чьи законы в Думе практически не проходят, Селезневу стало «обидно». В течение осени лишь один принятый закон был внесен парламентом субъекта федерации, и еще один членами Госдумы совместно с региональными депутатами. Регионалы так и не научились представлять в Госдуму вместе с проектом закона полное финансово-экономическое обоснование. Комитеты же Госдумы с каждым годом выражают все меньшее желание помочь коллегам из провинции составить подобный документ. Что не удивительно: свои собственные законодательные инициативы не всегда удается достойно обосновать экономически.
Законодательным успехом года Селезнев назвал завершение реформирования судебно-правовой системы: принятие Гражданского процессуального кодекса, нового Кодекса об административных правонарушениях и обновление норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Среди законов, «существенно изменивших действующее законодательство», глава палаты отметил поправки в законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля», «Об акционерных обществах», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об оценочной деятельности в РФ».
Среди приоритетных направлений законодательной работы на следующий год Селезнев выделил реформу госаппарата. При этом он высказался категорически против намерения центристов внести поправку в закон о правительстве, разрешающую чиновникам категории «А» вступать в партию. «Если это произойдет, на нашу демократию можно повесить амбарный замок и сказать: все, мы перешли к однопартийной системе».
Ирина СКЛЯРОВА