Время новостей
     N°238, 26 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2002
Самый черный Дед Мороз
Новый год в жаркой Африке
В огромном торговом центре в окружении возбужденных малышей в эти дни неутомимо раздает подарки Санта-Клаус, облаченный, как и полагается, в отороченный светлым мехом красный колпак, такого же цвета куртку и высокие сапоги. Но окладистая белая борода и усы обрамляют черное лицо, на котором выступили капельки пота. Оно и понятно, на улице стоит 30-градусная жара, и публика разгуливает в сандалиях и шортах.

Чего-то из ряда вон выходящего под Новый год в Африке не бывает: ни хороводов вокруг баобаба, ни тушеного бегемота на праздничном столе, ни тому подобной экзотики. В ЮАР, Зимбабве, Намибии главная достопримечательность Рождества и Нового года в том, что они приходятся на самый разгар лета. Ведь по ту сторону экватора сезоны как бы перевернуты. Декабрь, январь, февраль -- наиболее теплые месяцы. Впрочем, даже зимой (июнь--август) снега все равно не бывает. На то и Африка.

Нет и елок. В продаже только искусственные. Ну а кому непременно хочется поставить дома живое дерево, приходится довольствоваться вечнозелеными туями. География вносит коррективы в празднование, но не ломает главного. Рождество и Новый год в Претории, Хараре, Виндхуке отмечают на европейский манер. В тихих и благопристойных «белых» кварталах встреча Рождества проходит практически так же, как в Лондоне, Амстердаме, Франкфурте. Разве что праздничный стол может стоять на открытом воздухе где-нибудь у бассейна. Потомки английских, голландских, немецких переселенцев хранят обычаи предков.

Темнокожее большинство заимствовало у белой общины основные традиции. Но в отличие от европейцев черные южноафриканцы отмечают Рождество и Новый год более открыто. Племенная и родовая спайка, когда все делается сообща, рождает стремление к широкому общению. В африканских кварталах собираются в большие компании родственники, друзья, соседи. Празднование выплескивается на улицу, которая часто служит продолжением жилища.

Угощение, как и повсюду в мире, зависит от толщины кошелька. Деликатесов, как правило, нет. Индейку, которая большинству не по карману, часто заменяет курица с рисом. Шампанское на столе тоже редкость. Чаще пиво, причем нередко самодельное, не очень крепкое, но хмельное. Выставляют его прямо в ведрах, и каждый черпает своей кружкой. Гуляют шумно и весело.

На Рождество происходит форменное переселение народов. Особенность трудового устройства государств юга Черного континента такова, что большинство работающих мужчин живут в городах холостяками, оставляя семьи в деревнях, где их легче содержать. В конце года толпы таких рабочих устремляются домой с гостинцами, чтобы повидать близких. Очень многие предприятия вообще закрываются на несколько недель, предоставляя всему персоналу летний, он же рождественский, отпуск. Поезда переполнены. Автобусы дальнего следования берут штурмом, громоздя на крыши горы корзин, чемоданов, свертков. Всегда острая транспортная проблема достигает размеров кризиса. Пресса привычно возмущается этим вавилонским столпотворением. Власти каждый раз обещают принять меры и исправить ситуацию. И тем не менее ежегодно повторяется прежняя картина. Но у десятков тысяч людей, несмотря на мытарства, настроение приподнятое. Впереди встреча с родными, отдых дома.

Правда, есть и те, у кого нет своего угла, крыши над головой. Хотя государства юга Африки наиболее развитые на Черном континенте, бедность там распространена чрезвычайно широко. Но в отличие от других стран региона, где судьба неимущих никого не трогает, в той же ЮАР на Рождество разворачивается массовая кампания сбора пожертвований в пользу обделенных судьбой. В этой компании участвуют власти, частные филантропические организации, церковь. В супермаркетах и торговых центрах детворе раздают бесплатные подарки. И зажав в ручонке хлопушку, темнокожий карапуз с восторгом смотрит на Санта-Клауса. Для него он самый что ни на есть настоящий. А что черный, так это абсолютно нормально. Какой же еще может быть Дед Мороз в Африке?

Игорь ТАРУТИН