|
|
N°238, 26 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гений бисерных подробностей
Загадки Луки Лейденского предстоит разгадывать нам
Монографическая выставка нидерландского художника Луки Лейденского (1489/1494 -- 1533) открылась в ГМИИ на Волхонке. В собрании музея хранится лучшая российская коллекция резцовых гравюр (на меди) этого мастера Северного Ренессанса.
Представим себе сюжет: «Мария Магдалина». Что вспоминается из истории изобразительных искусств? Прекрасная златовласая грешница стоит на коленях. Руки сложены в молитве. Заплаканные глаза подняты к небесам. Перед грешницей -- череп и Библия. Позади дикий «романтический» пейзаж с гротом, в котором, согласно средневековой французской легенде, Мария прожила остаток жизни. Теперь посмотрим гравюру Луки Лейденского «Танец Марии Магдалины» (1519). Веселая великосветская компания поет и пляшет на опушке леса. Кавалеры любезничают с дамами. Мария Магдалина со своим воздыхателем танцует в центре. На ее довольном лице раскаяния нет и следа. Щеголи-музыканты играют на флейте и бьют в барабан. На заднем плане Мария Магдалина предается другому светскому развлечению: охоте. Трубят в рожки егеря. Скачет олень. За ним мчится свора собак. Рассматривать сей «сад земных наслаждений» очень увлекательно. Болтливые подробности тут и там складненько складываются в отдельные сказочки: тут про меч-кладенец, что валяется красивой безделушкой в ногах разомлевшего от ласки юной девы рыцаря; там про древний горный хребет, что рассыпался много веков назад, и теперь в его обломках прячутся влюбленные пары; здесь про джокера-шута, благословляющего беспутное веселье... Полюбуйтесь еще выгравированными во всех скрупулезных деталях пряжками поясов, застежками плащей, шитьем платьев и -- отдельно -- стрельчатыми, будто переплеты готических окон, складками одеяний.
Первый признанный нидерландский гравер XVI века Лука Лейденский редко следовал выработанным формулам иконографии христианского искусства. Он, как впоследствии Питер Брейгель Старший, предпочитал рассказывать свои версии христианской истории с бисерно прописанными эпизодами и целой армией действующих лиц. По стилю репрезентации напоминают они средневековые театральные спектакли, разыгрываемые на площадях для всего честного люда в назидание, поучение и просвещение. В Нидерландах периода нарождающейся Реформации все эти сказочно-многословные мистерии являются отличным комментарием религиозной дидактической доктрины, своеобразной «Библией для бедных». Кстати, непосредственно к такой Библии Лука тоже делал гравюры. Две из них представлены на выставке.
Несмотря на то что искусство Луки Лейденского развивалось под сильным влиянием гениального Дюрера, считать Луку тенью великого немца не следует. Об этой возможной ошибке предупреждал биограф мастеров Возрождения Джорджо Вазари. Сравнивая двух гениев «необузданного воображения», Вазари отдавал должное тональному богатству, тончайшим световоздушным эффектам гравюр Луки Лейденского, утверждая, будто «его наблюдения открыли глаза многим живописцам».
Загадочная гравюра на выставке условно называется «Юноша с черепом в руках» (ок. 1519). Традиционно считалось, что это автопортрет художника. Однако куратор выставки Наталия Маркова рассказала мне, что на другие известные портреты Луки «Юноша» не похож. И скорее всего смысл картины аллегорический. Молодой интеллектуал в роскошных одеяниях указует на прижатый к груди череп. «Memento mori» -- Помни о смерти. Кто это? Шекспировский Гамлет? Или другой персонаж «готической» эпохи, астролог, алхимик, один из тех, кто вдохновит будущее движение розенкрейцеров или подготовит блистательный период научно-магических штудий при пражском дворе Рудольфа II? У каждого -- своя разгадка. Попытайте счастья и вы. Впереди -- длинные праздники. Самое время для неспешных созерцаний и глубокой медитации. Лука Лейденский позаботился о нашем досуге.
Сергей ХАЧАТУРОВ