Президент США Джордж Буш отложил намеченную на середину января поездку по странам Африки (тема турне -- оказание помощи и СПИД) и решил вплотную заняться Ираком. Такой оказалась реакция Белого Дома на предоставленный в ООН
доклад Багдада. Вашингтон всегда давал понять, что правдивый отчет -- последний шанс избежать войны. «Не вдохновляет», -- коротко оценил Буш иракский документ.
Никто не сомневался, что администрация Буша
забракует отчет, насчитывающий почти 12 тысяч страниц. Колин Пауэлл назвал его «каталогом пережеванной старой информации и вопиющих умолчаний». «Куда девались тысячи литров возбудителя сибирской язвы или ботулизма?» -- интересуется госдепартамент. Кроме того, Ирак, говорят американцы, не упомянул о своих попытках приобрести уран в Нигере, не представил доказательств того, что 550 снарядов, снаряженных горчичным газом, и 400 авиабомб, годных для доставки биологического оружия, действительно утеряны или уничтожены. Неясно, что сталось с 30 тыс. пустых боеприпасов, которые можно было начинить химоружием, и чем закончились попытки приспособить беспилотные МиГи-21 для распыления биологического оружия.
Дав Ираку последний шанс разоружиться подобру-поздорову (а на деле -- отложив удар до более удобных погодных условий), США лихорадочно стремятся найти убедительные доказательства багдадского греха. Возможно, для этого Кондолиза Райс призвала увеличить число международных инспекторов по разоружению, работающих в Ираке, со 100 до 300. США также предлагают вывозить иракских ученых из страны за рубеж для более комфортных допросов, хотя глава международных инспекторов Ханс Бликс возражает против этого.
Но стоило Бликсу посетовать, что возможности ООН и США неравнозначны («Они в состоянии прослушивать телефонные разговоры, у них есть шпионы, спутники и другие ресурсы, которых нет у нас. Все, что нам необходимо, -- указать склады иракского оружия массового поражения»), как Вашингтон пообещал делиться с инспекторами разведданными. Хотя, как признают американцы, эта информация вряд ли будет первой свежести. Главная причина -- через инспекторов она может оказаться в руках иракцев.
Между тем погиб первый иностранный журналист, готовый освещать предстоящую войну в Ираке. Во время маневров американских войск в Кувейте французский журналист Патрик Бурра попал под гусеницы танка. Бурра был ведущим военным репортером телеканала TF-1, ранее работал в Москве, где был ранен в 1993 году, и в Чечне. На полигоне он пытался помочь своему оператору, который ради «сочной картинки» оказался на пути движущейся танковой колонны. Маневры проводятся у границы с Ираком в рамках операции «Весна в пустыне». Пентагон специально пригласил иностранных журналистов для их освещения.
Северная Корея опять вызывает огонь на себя. Власти КНДР заявили вчера о начале демонтажа наблюдательных устройств на АЭС, способной производить оружейный плутоний. Решение, о котором Пхеньян неделю назад предупредил МАГАТЭ, объясняется нуждой в электроэнергии из-за прекращения Штатами поставок мазута для местных ТЭС в нарушение договоренностей 1994 года. По американским данным, северокорейцы еще в минувшую субботу отключили систему международного видеоконтроля, убрали печати с реактора советского типа в Енбене и уже начали его реактивацию.
Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что этот шаг Пхеньяна «приблизил полномасштабный ядерный кризис на Корейском полуострове». Штаты, причисляющие КНДР к всемирной «оси зла», намерены действовать вместе с Россией и Китаем. Вашингтон также начал консультации с Токио и Сеулом с целью внесения вопроса на рассмотрение Совбеза ООН. В нынешней ситуации, осложненной иракским кризисом, дело вряд ли дойдет до силового давления на Пхеньян. Тем более что против этого решительно возражает новый президент Южной Кореи Но Му Хен, известный высказываниями о том, что Штаты мешают межкорейскому урегулированию.
Александр САМОХОТКИН