|
|
N°235, 23 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ось зла» - выражение провокационное»
Ирак, Северная Корея и Иран -- вот три государства, вызывающие в эти дни гнев США. Заместитель министра иностранных дел России Георгий МАМЕДОВ, курирующий вопросы стратегической стабильности, по просьбе спецкора газеты «Время новостей» Катерины ЛАБЕЦКОЙ комментирует ситуацию вокруг этих стран, отнесенных США к «оси зла».
-- Выражение «ось зла» крайне неудачное, даже провокационное. Оно породило много проблем, напугав ряд стран. Это Россия может себя чувствовать спокойно, никому и ни при каких условиях не позволяя себя шантажировать. И все это знают. Но каково маленькому государству, которому говорят, что оно чуть ли не часть библейских сил зла, с которыми нужно бороться до полного уничтожения. Говоря словами песни, «я другой такой страны не знаю», где бы официально (как в США. -- Ред.) принимался закон о смене руководителя независимого государства. Вряд ли стоит ожидать от стран, включенных в «ось зла», пассивности. Пытаясь что-то сделать, они, естественно, могут нарушить какие-то международные соглашения. Но обвинять их в том, что они спровоцировали весь кризис, -- несправедливо. Ответственность должны нести и те, кто разворачивает кампанию запугивания, и те, кто из-за этого считает себя вправе нарушать международные соглашения. Такого права мы не признаем, нами сделано много заявлений. Не все были «тепло восприняты» некоторыми нашими партнерами. Принципиальная позиция России обусловлена защитой ее национальных интересов. Главное -- нераспространение оружия массового уничтожения (ОМУ). Ведь все эти региональные кризисы очень близки к нашим границам.
-- Все с напряжением следят за Ираком. Какова позиция России?
-- Высказывания Бликса и Барадея (глава комиссии ООН по разоружению Ирака и глава МАГАТЭ соответственно. -- Ред.) свидетельствуют об эффективности их работы и возможности именно мирными способами, через общепринятый цивилизованный контроль над вооружениями решить проблему, создать гарантии, что в Ираке не будет запрещенного оружия.
-- Мы удовлетворены отчетом Ирака по его вооружениям? Имеются в нем «пробелы»?
-- Полностью никто никогда не удовлетворен: абсолютного знания нет. Есть вопросы, на которые еще надо ответить, но никто и не ожидал, что в одном документе можно на все ответить. Для этого есть инспекторы. Если у них есть вопрос, а им мешают получить ответ, тогда это нарушение, это надо предотвращать. Но пока претензий к иракцам, что они мешают работе инспекторов, со слов Бликса и Барадея, нет. Вот что важно! А заявления американских представителей, что они узнали мало нового или что есть пробелы -- так это прогнозировалось. Такова их позиция. Надеюсь, она вызвана не поисками предлога для войны, а желанием просто надавить на Ирак, заставить его лучше сотрудничать. Надеюсь потому, что на встрече президентов в Пушкине мы ведь прямо спросили американцев: «Вам для чего нужны эти инспекции? Чтобы иметь предлог для удара?»
-- Так и спросили?
-- Приблизительно так. «Нет. Мы хотим разоружить Ирак предпочтительно мирными средствами», -- ответил нам президент США. Как будет -- посмотрим. Но то, что такие ответственные заявления делаются первым лицом, тоже важно.
-- Как вы оцениваете ситуацию с КНДР?
-- Шантажировать Северную Корею ее тяжелым экономическим положением -- контрпродуктивно, опасно. Россия содействует диалогу, поощряет создание там совместных предприятий, строительство железной дороги между Севером и Югом. Это верная политика. Называть же кого-то частью «оси зла», пугать, а потом обвинять, что после такого запугивания делаются неосторожные заявления, как это сделал Пхеньян, мне кажется неправильным. Здесь я не согласен со своим другом Джоном Болтоном, ответившим на мой вопрос в связи с этим, доволен ли он случившимся: «Да, доволен». Я ему сказал: « А зря! Это очень опасно. Вы забыли корейскую войну и инциденты в демилитаризованной зоне, где погибли ваши военнослужащие». У людей короткая память, вот и приходится заниматься стратегической стабильностью.
-- Американцы интересуются нашими оценками корейской ситуации?
--- Не всегда, но часто. И мы искренне делимся ими. В наших общих интересах, чтобы на Корейском полуострове не появилось ядерное оружие. Имеется в виду отсутствие ядерного оружия и у КНДР, и у Южной Кореи, и в войсках США на территории Южной Кореи.
-- Неужели у 30-тысячного воинского контингента США в Южной Корее есть ядерное вооружение?
-- Американцы говорят, что нет. Официальная же политика США -- не подтверждать и не отрицать наличие.
-- Россию обвиняют в ядерном сотрудничестве и с Ираном...
-- Американцы говорят: «Мы против создания ядерного оружия в Иране». Отвечаем им: «Мы тоже. Но вы, как участники Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), забываете о своих обязательствах способствовать развитию мирной ядерной энергетики». ДНЯО же не только запрещает создавать ядерное оружие, но и поощряет сотрудничество в области мирной ядерной энергетики. Россия готова предоставить все гарантии, сотрудничать с МАГАТЭ, работать с Ираном так, чтобы отработанное ядерное топливо, которое будет поставляться туда, возвращалось обратно, дабы было невозможно даже тайком изготовлять из него компоненты ядерного оружия. Кстати, министр иностранных дел Ирана приглашает инспекторов на те два ядерных объекта, которые якобы засняты из космоса. Пусть специалисты посмотрят, они -- не россияне и не иранцы, а англосаксы, особой симпатии к Ирану не испытывающие.
Интервью с г-ном Мамедовым о планах США по противоракетной обороне и о проблеме контроля над вооружениями -- в завтрашнем номере.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ