|
|
N°235, 23 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Голодное небо
Диспетчеры обещают испортить Новый год
Около тридцати омских авиадиспетчеров вчера, во второй раз за этот месяц, объявили голодовку. Возобновить акцию протеста двумя днями ранее решил в Москве пленум Федерации профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД). Сегодня к голодовке под лозунгом немедленного повышения зарплаты на 30% намерены присоединиться диспетчеры Таркотале (Ямало-Ненецкий автономный округ), Нижневартовска и Сургута (Ханты-Мансийский округ). Их коллеги в других регионах пока работают как обычно, но поддерживают требования голодающих. Экстренное решение ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения (ОВД)» увеличить жалование персонала на 15% не впечатлило протестующих.
С 29 ноября по 7 декабря сибирские диспетчеры уже голодали, требуя поднять свои зарплаты в два раза. Действующее законодательство запрещает бастовать на транспорте, а в том случае власти добились еще и прямого судебного запрета на стачку. Уважая решение суда, члены ФПАД превратили голодовку в эффективный отраслевой заменитель забастовки.
Первую декабрьскую голодовку Минтрансу удалось остановить, пообещав президенту ФПАД Сергею Ковалеву рассмотреть социально-экономические требования диспетчеров. 17 декабря в здании Государственной службы гражданской авиации (ГСГА -- подразделение Минтранса) стороны встретились в рамках совместной рабочей группы. На заседании, как сообщила в тот день пресс-служба Минтранса, «одно из немногих разногласий вызвал вопрос возможных источников поднятия заработной платы авиадиспетчерам и другим работникам авиационных наземных служб, а также сроки поднятия зарплаты». Руководитель ГСГА Александр Нерадько предложил 15% после того, как необходимые суммы будут изысканы в бюджете «Госкорпорации по ОВД». А Сергей Ковалев считал, что лучше дать членам его профсоюза 30% прибавки, и немедленно. Еще за два дня переговоров трудящиеся и работодатели так и не смогли сблизить позиции. 20 декабря пленум ФПАД постановил объявить 22 декабря «днем начала единых действий по проведению акций протеста». Причем формы и методы протеста были оставлены на усмотрение местных организаций профсоюза. Зато помимо прибавки к зарплате ФПАД потребовал увольнения гендиректора «Госкорпорации по ОВД» Бориса Кушнерука, нескольких его заместителей и руководителей региональных служб ОВД в Сибири.
Поспешное распоряжение Кушнерука об увеличении зарплаты авиадиспетчеров на 15,72% с 1 января 2003 года, изданное 21 декабря, не повлияло на решимость центрального руководства ФПАД и его сторонников в Сургуте и Омске. (Хотя, возможно, сыграло свою роль в том, что другие более крупные центры ОВД пока не голодают).
В течение вчерашнего дня замминистра транспорта Геннадий Машков и руководитель департамента госрегулирования ОВД ГСГА Юрий Мелешко продолжали вполне бесплодные переговоры с Сергеем Ковалевым. «Мы пытаемся понять, откуда берутся их цифры», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» руководитель пресс-службы Минтранса Александр Филимонов. Президент ФПАД со своей стороны пообещал, что в акции протеста могут принять участие авиадиспетчеры из 40--50 регионов России.
Типичное мнение низового звена протестующих выразил корреспонденту газеты «Время новостей» старший диспетчер «Запсибаэронавигации» Иван Худяшов: «Главное, чего нам удалось добиться, -- с нами начали разговаривать. Три недели мы ждали решения госкорпорации. Но теперь мы понимаем, что госкорпорация не собирается идти нам навстречу, обратной дороги у нас нет. Если наши условия не будут приняты, то, возможно, в Новый год самолеты в Омске летать не будут».
Иначе на проблему смотрит первый заместитель ОАО «Омский аэропорт» Иван Проничев: «Работа аэропорта не прекращается, ни один рейс не отменен, мы работаем в нормальном режиме. Да, 60 человек протестуют, но компромисс, я думаю, будет найден. Тем более что в начале декабря в акции протеста участвовало 90 человек, так что постепенно ситуация нормализуется. Я лично к этой акции отношусь отрицательно. Зарплата у авиадиспетчеров и так не маленькая -- 8200 рублей, у нас летчики внутренних линий меньше получают. Где брать деньги на увеличение заработной платы? Путь известен -- повышать цены на билеты, а у нас сейчас и так заполняемость самолетов всего 60 процентов».
Борис КУРКИН, Омск, Михаил КУКУШКИН