|
|
N°235, 23 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двенадцать дней дарения
Рождество приносится в жертву западной политкорректности
Рождество -- главный праздник западного мира -- может стать жертвой излишне рьяных блюстителей политкорректности. Отдел образования канадского города Торонто уже изгнал его из школьных календарей, заменив на «Зимний фестиваль». А рождественскую ель, которая, слава богу, по-прежнему установлена в эти дни перед городской управой, попытались официально переименовать в праздничную (Holiday tree). Ничего нового в этом нет. В свое время в России большевики запретили рождественскую елку вообще, а потом возродили ее в виде новогодней. А в мэрии города Виннипега вот уже лет десять устанавливается так называемая елка мультикультурализма (Multicultural tree), увешанная символами самых разных, преимущественно нехристианских религий.
За традиционную елку Торонто вступился мэр города, еврей Мел Ластман. Он заявил, что вернет рождественской елке ее традиционное название законодательным путем, так что затея с переименованием провалилась. Но она вызвала большую полемику. Мэра поддержал один из руководителей Канадского еврейского конгресса Берни Фабер. При этом он резонно заметил, что установленный в парке «Квинс» ханукальный семисвечник называется все-таки менорой, а не канделябром. Гамаль Солайман, имам мусульманской общины Оттавы, тоже не видит ничего плохого в христианском названии елки. Он сказал, что важен дух, а не имя и что он всегда поздравляет своих друзей-христиан именно с Рождеством. Белой вороной в компании представителей разных религиозных деноминаций оказался Рей Блессин, бывший редактор маргинальной атеистической газеты Canadian Atheist Newsletter. Он -- за изгнание всех религиозных символов из общественной жизни.
Раввин Ройбен Булка выразил опасение, что из-за чрезмерной щепетильности по отношению к меньшинствам поборники политкорректности стали бесчувственными к представителям большинства. Его слова -- прямой комментарий к скандалу, произошедшему в Нью-Йорке. С елкой там разобрались быстро, решив, что сама по себе она не несет религиозного смысла. А вот устанавливать в школах макеты с изображением сцен рождения Иисуса запретили. Но при этом почему-то позволили демонстрацию менор, мусульманских символов, а также атрибутов кванзаа -- возрождаемой языческой религии негритянского (пардон! -- афроамериканского населения Соединенных Штатов). Получается, что запрет распространяется только на христиан. Понятно, что католики возмутились и подали в суд на нью-йоркский департамент образования.
В Канаде прямого запрета на христианские символы нет, хотя тенденция чувствуется и здесь. Королевский канадский монетный двор выпустил к Рождеству рекламный ролик монет, в котором слова песни «Двенадцать дней Рождества» заменены на «Двенадцать дней дарения». Магазины Gap и Old Navy тоже убрали из своих поздравлений всякое упоминание о Рождестве. Новые веяния коснулись и русскоязычной Америки. В рекламе одной телефонной компании, идущей на канале RTV, девушка говорит по телефону своей матери: «Мамочка, как я рада, что ты приезжаешь в Америку в этот праздничный сезон». А ведь нормальный человек мудрить не будет, а скажет просто «к нам на праздники». Так что, несмотря на все усилия бюрократов, в обиходе рождественская елка так и останется рождественской.
Евгений СОКОЛОВ, Монреаль