|
|
N°235, 23 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контейнерный альянс
Альфред Кох «пристроил» Усть-Лугу Алексею Мордашову
Порты Петербурга и Ленинградской области, бывшие до последнего времени конкурентами, могут стать единым бизнесом. Генеральный директор «Компании «Усть-Луга» Валерий Израйлит сообщил в пятницу, что еще в конце ноября Национальная контейнерная компания и один из крупнейших в Европе операторов контейнерных перевозок германская Eurogate выкупили у «Компании Усть-Луга» 74,95% акций АО «Росконтейнер-терминал». Эта компания является заказчиком-застройщиком контейнерного терминала в морском порту Усть-Луга в Ленинградской области. Таким образом, известный российский предприниматель Альфред Кох, работавший в последнее время над развитием усть-лужского проекта, нашел для него стратегического инвестора. При этом, по словам г-на Израйлита, его компания сохраняет за собой блокирующий пакет «Росконтейнер-терминала».
Участники сделки планируют вложить до 100 млн долл. в первую очередь терминала. При этом все стороны пока отказываются уточнить, в каких пропорциях между ними распределятся инвестиции, переговоры с Eurogate, по словам г-на Израйлита, еще ведутся. Тем не менее названной суммы в 100 млн долл. достаточно, чтобы перегружать через Усть-Лугу до 500 тыс. контейнеров в год. Со временем же мощность терминала планируется увеличить до 1 млн контейнеров в год.
Национальной контейнерной компанией на паритетных началах владеют «Северстальтранс» и First Quantum. Последняя в свою очередь контролирует «Морской порт Санкт-Петербурга», а сама находится под контролем председателя совета директоров «Морпорта СПб» Андрея Кобзаря и депутата Госдумы Виталия Южилина. Г-н Кобзарь, глава НКК Владимир Ашурков и пресс-служба «Северстальтранса» подтвердили газете «Время новостей» факт сделки с «Компанией Усть-Луга».
Кроме «Северстали» и First Quantum, «Усть-Луга» обзавелась еще одним мощным партнером. Г-н Израйлит заявил в пятницу, что уже подписано предварительное соглашение о строительстве зернового терминала с принадлежащей «Интерросу» компанией «Росхлебопродукт» (входит в холдинг «Агрос»), а окончательный контракт будет заключен в феврале. Источник, близкий к холдингу Владимира Потанина, подтвердил намерение «Интерроса» вложить в этот проект около 10 млн долларов. Правда, Валерий Израйлит дал понять, что терминал обойдется не дешевле чем в 40--50 млн долларов, так как будут построены также предприятия для переработки зерна. «Вместе с «Агросом» нашим партнером станет очень крупная зарубежная продовольственная компания», -- сказал глава «Усть-Луги». По его словам, зерновой терминал будет предназначен как для экспорта, так и для импорта от 2,2 млн до 4 млн тонн в год пшеницы, ячменя, соевых и бобовых.
«Северстальтранс» и First Quantum владеют крупнейшим в России контейнерным терминалом в порту Петербурга. Но поскольку сам порт находится в центре города и пропускные возможности его ограниченны, покупка «Усть-Луги» более чем логична. Учитывая, что «Северстальтранс» владеет в Находке ОАО «Восточный порт», «контейнерная» мощность которого -- 4 млн тонн грузов в год, можно прийти к выводу, что группа Алексея Мордашова и владельцы питерского порта решили стать игроком номер один по перевозке контейнеров из Европы в Азию через Россию. Правда, вопрос лидерства на этом рынке находится во власти МПС, ведь грузы придется возить по Транссибу.
Виктор МАТВЕЕВ, Санк-Петербург