Время новостей
     N°233, 19 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2002
«Славнефть» ушла в полдень
К «Сибнефти» и ТНК
Вопреки ажиотажным ожиданиям рекорд пятилетней давности, когда государство за 1,875 млрд долл. продало «Связьинвест», вчера устоял: 75% государственных акций «Славнефти» достались альянсу «Сибнефти» и ТНК за 1,86 млрд долл. Некоторые политики, в частности Геннадий Селезнев, поспешили заявить, что аукцион не удался. «Меньше 2 млрд долл. не должно было быть», -- сказал он. А недовольные его проведением -- это прежде всего государственная «Роснефть», «внучке» которой запретили участвовать в торгах, -- утверждают, что готовы были заплатить больше 2 млрд долл. Правительственные чиновники, победители аукциона и аналитики инвесткомпаний, напротив, уверены, что «Славнефть» была продана «по рыночной цене».

Так или иначе, но вчерашний день был ознаменован «победой бюджета»: план доходов от приватизации, как сказал глава Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимир Малин, благодаря продаже акций ЛУКОЙЛа (3 декабря за 775 млн долл.) и «Славнефти» «выполнен как на этот, так и на следующий год». Что касается цены, уплаченной за «Славнефть», то реально ее покупателям придется потратить больше 2 млрд: «Сибнефть» купила белорусские акции «Славнефти» за 207 млн долл. Причем они, скорее всего, вернутся в Россию, поскольку Белоруссия сможет погасить ими свою «газовую» задолженность.

На самом вчерашнем аукционе присутствовали президент «Сибнефти» Евгений Швидлер, представляющий интересы победившей компании «Инвест-ойл», его первый заместитель Александр Корсик («Финтрейд»), а также исполнительный директор ТНК Герман Хан («Эстерлинк»). Аукционист -- глава Федеральной фондовой корпорации Владимир Коровкин -- объявил правила, сообщив, что ведется телетрансляция для журналистов, и попросил участников «воздержаться от употребления ненормативной лексики». Непосредственно сами торги длились четыре минуты. Начали с 1,7 млрд долл., затем после вопроса «Кто-нибудь хочет предложить больше?» карточку участника поднял г-н Корсик, благодаря чему сумма увеличилась на один шаг -- 20 млн долл., после чего стали соревноваться г-н Швидлер и молодые привлекательные представительницы некоего ООО «Оптифор» (по окончании аукциона они сообщили журналистам, что фирма принадлежит частному лицу и зарегистрирована в Санкт-Петербурге). Удар молотка и фраза «Продано!» прозвучали ровно в полдень.

После этого началась пресс-конференция продавцов -- Владимира Малина и первого замминистра имущественных отношений Александра Бравермана. Г-н Малин сообщил, что из состава участников были исключены четыре компании: ОАО «Тюменская нефтяная компания», «Промстройпроект», «Кольцо» и «внучка» «Роснефти» фирма «Финанспрофит Эксперт». Сделано это было на основании исполнительных листов, предъявленных в РФФИ накануне аукциона по искам частных лиц в суды Московской, Кемеровской, Тюменской и Владимирской областей. А китайская CNPC за день до аукциона прислала уведомление о том, что отзывает свою заявку «после углубленного анализа» продаваемой компании.

На конкретный вопрос журналистов о том, «кому была продана «Славнефть», Владимир Малин честно ответил: «Не знаю». По его словам, учредителем фирмы -- победителя аукциона значится физическое лицо, проживающее в подмосковных Мытищах. И тут же добавил, что находит ситуацию несовершенной с законодательной точки зрения: «Представьте себе, приходит физическое лицо в банк, и на него перекладываются долговые обязательства на миллиарды долларов! Такого не должно быть». Аукцион по «Славнефти», добавил г-н Браверман, заставляет правительство в первом квартале следующего года разработать поправки к закону «О приватизации», в соответствии с которыми исключить участие физических лиц в крупных торгах и принять решение относительно участия в них российских и иностранных госкомпаний и аффилированных с ними структур.

Сразу же после аукциона Евгений Швидлер в заявлении для печати сообщил, что теперь «Славнефть» фактически поделена поровну между его компанией и ТНК. Управлять новыми активами будет прежняя команда (там работают в большинстве выходцы из «Сибнефти»), с чем согласилась ТНК. А вот состав совета директоров «Славнефти» будет изменен на ближайшем собрании акционеров.

Кому и в каком составе в конечном итоге достанется «Славнефть», пока неизвестно. Переговоры между ТНК и «Сибнефтью» на этот счет пока не завершены.

Николай ГОРЕЛОВ