|
|
N°233, 19 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще не застывший студень
Когда пять лет назад зачинался канал «Культура», я думал: «А что же будет там с массовой культурой?» Могла быть ругательская ругань в адрес попсы голимой, к примеру. Или могли показывать каких-нибудь безобидных Pet Shop Boys, сказав отечески: ну, эти вроде ничего, петь умеют, музыкальное образование присутствует. Любой вариант меня бы в принципе устроил -- только в первом случае я бы этот телеканал вообще не смотрел, во втором смотрел бы выборочно.
Однако случилось так, что я смотрю «Культуру» довольно часто. Популярная музыка (читай -- неклассика и неджаз) присутствует на канале в основном факультативно, в виде новостей, репортажей с концертов, либо как фрагмент концептуальных передач типа «До-мажор», авторы которых любят показывать все подряд, от Марии Каллас до всяческих очаровательных курьезов вроде Макса Раабе и его Palast Orchester. Это в принципе неплохо, хотя я не профессионал телевидения и советов давать не могу. Но прекрасно знаю, что наши люди в отличие от, скажем, немцев, англичан и американцев очень любят противопоставлять высокое и низкое, классику и попсу. К их сожалению, современная музыкальная культура изобилует амбивалентными жанрами, этаким «и вашим и нашим». Вот, к примеру, Майкл Найман -- это больше классика или все-таки попса? А, допустим, Ян Тирсен или, прости господи, электронный Афекс Твин? Современная музыка -- такой мутный горячий бульон, который потом неизбежно остынет, замерзнет и превратится в студень. И сразу станет ясно, что в нем -- мясо, что -- черный перец, а что -- загуститель, желатин какой-нибудь.
Как мне кажется, пока осмысленного разговора о месте того или иного поп-музыканта («ингридиента») в современной культуре на канале «Культура» решительно не получается. То есть какой-нибудь, условно говоря, Мерилин Менсон запросто может пройти в новостном дикторском тексте как «рок-музыкант» или, того хлеще, «рок-певец». Хотя никакой он не «рокер» и не «певец», а просто клоун. За что, кстати, и любим миллионами. Случайность и необязательность формулировок -- бич новостей канала «Культура». Так, недавно выступавшего в Москве Роберта Планта интеллигентный Владислав Флярковский назвал «исполнителем хард-рока», хотя экс-вокалист Led Zeppelin тем и хорош, что не «зарубается» на музыке позапрошлого десятилетия, а вполне хорошо себя чувствует в современном контексте. И кому, как не каналу с названием «Культура», об этом рассказывать?
Однако есть на канале одна непопсовая программа, за которую можно простить все что угодно. Это «Джем-5», где демонстрируются часовые, без единого слова, концерты джаз-рока и фьюжн (Джон Маклафлин, Ал Ди Меола и т.д.), причем относительно (для такой музыки) свежие -- 90-х годов. Вот это, я считаю, настоящая «культурная революция».
Александр БЕЛЯЕВ