В понедельник в Ашхабаде произошло событие, которое, очевидно, станет запоминающейся страницей в истории мировой дипломатии. В половине двенадцатого дня на территорию резиденции узбекского посла ворвались 15 сотрудников министерства национальной безопасности Туркмении и произвели там обыск на предмет «укрывающихся туркменских граждан».
«Не обнаружив в помещениях посторонних лиц, сотрудники спецслужб произвели там видеосъемку показаний прибывшего с ними неизвестного лица туркменской национальности, утверждавшего, что он якобы проживал какое-то время в жилом комплексе посольства». Так это беспрецедентное происшествие описывается в опубликованном вчера заявлении МИД Узбекистана, где указывается, что «провокационная акция имела заранее спланированный характер». Дело в том, что именно «в это время посол Узбекистана был вызван в МИД Туркмении для беседы, где ему были предъявлены такого же характера, ничем не обоснованные и надуманные обвинения в адрес узбекской стороны».
Корреспонденту газеты «Время новостей» удалось дозвониться в МИД Узбекистана и выяснить подробности этой истории. По словам высокопоставленного узбекского дипломата, туркменские чекисты, нарушив экстерриториальность дипмиссии, вели себя там исключительно «нагло и бесцеремонно». Воспользовавшись отсутствием находившихся на работе мужчин-дипломатов, они открыто угрожали женщинам и детям, переворачивали в спальнях матрацы, рылись в гардеробах, вскрывали ящики. Чекисты не скрывали, что ищут Бориса Шихмурадова, опального лидера туркменской оппозиции и экс-министра иностранных дел, которого Туркменбаши, в числе других оппозиционеров, обвинил в
покушении на себя, якобы случившемся 25 ноября.
Искушенные знатоки международной дипломатии, к которым обратилась газета "Время новостей" за комментариями, не припомнят аналогов подобного поведения властей страны, где аккредитованы иностранные дипломаты. Нечто похожее, говорят они, происходило в конце 80-х годов прошлого века в столице Панамы, где преследуемый агентами ЦРУ генерал Норьега укрылся в резиденции папского нунция. Но американцы не решились пренебречь общепризнанными международными нормами и не стали нарушать покои представителя Ватикана. Они просто дождались выдачи наркогенерала папскими дипломатами. Но туркмены -- не американцы, и Ташкент для них -- не папский престол. Чекисты г-на Ниязова должны спешить, поскольку 22 декабря вождь обещал уже подвести итоги расследования «дела о покушении», а ни одного из «главных заговорщиков» так и не удалось еще изловить.
Официальный Ташкент расценил «противоправные» действия туркменской стороны как «грубое нарушение норм и принципов международного права, положений Венской конвенции о дипломатических сношениях» и выразил «категорический протест» Ашхабаду. Узбекский МИД «требует незамедлительных разъяснений по поводу случившегося, а также принятия мер по выявлению и наказанию виновных». О реакции туркменской стороны на этот демарш пока ничего не известно.
Главы большинства иностранных дипмиссий в Ашхабаде, находившиеся в момент нападения на узбекскую резиденцию на приеме в посольстве Казахстана, узнав о нем, поспешили прибыть к узбекскому коллеге и выразить ему свою солидарность.