Вчера последовала первая волна комментариев по поводу оглашенных накануне в суде Северо-Кавказского военного округа результатов психолого-психиатрической экспертизы полковника Юрия Буданова. Как известно,
эксперты пришли к выводу, что в момент убийства Эльзы Кунгаевой, которую Буданов считал боевиком-снайпером, полковник «не в полной мере осознавал то, что делал». Подобная формулировка дает суду возможность признать Буданова невменяемым и освободить от уголовной ответственности. Естественно, что подобный исход первого и самого громкого процесса над высокопоставленным офицером российской армии, совершившим преступление против мирного населения Чечни, многих не устраивает.
Зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кулаков считает, что боевики в Чечне и их идейные вдохновители за рубежом попытаются использовать «результаты медицинской экспертизы для дискредитации в глазах населения республики органов федеральной и республиканской власти, прежде всего судебных институтов и российских военных». Примерно такого же мнения придерживается и спецпредставитель президента по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике Абдул-Хаким Султыгов. Он заявил, что «в Чечне твердо убеждены, что Буданов -- преступник и убийца, а столь мягкий, по сути, даже оправдательный приговор суда вызовет волнения в чеченском обществе».
В свою очередь коллега Владимира Кулакова по сенату генерал Валерий Манилов, наоборот, полагает, что итоги медицинской экспертизы, оглашенные в Северо-Кавказском окружном военном суде, будут «правильно восприняты большинством населения Чечни». Манилов убежден, что «российские генералы и офицеры постараются сделать все, чтобы помочь Буданову реабилитироваться, преодолеть беду, в которую он попал при выполнении воинского долга, и даже вернуться в строй, если на то будет его желание и позволит здоровье».
Очевидно, что любой исход процесса по делу полковника Юрия Буданова вызовет негативную реакцию у значительной части российского общества. Между тем адвокат полковника Алексей Дулимов уверен, что его подзащитный сегодня незаслуженно страдает от того, что процесс по его делу получил такую широкую огласку. По словам г-на Дулимова, в Чечне за последние три года военнослужащими совершались куда более тяжкие преступления, однако об этих уголовных делах мало кто знает. Если бы вокруг будановского дела не было столько шумихи, приговор, по мнению защитников Буданова, давным-давно уже был бы вынесен, и полковник понес бы заслуженное наказание. Сам Юрий Буданов, попавший прямо с войны в СИЗО, уже не первый месяц обращается к суду с одной-единственной просьбой: побыстрее решить его судьбу.