|
|
N°232, 18 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомные ревизоры проверят Абхазию
МАГАТЭ волнуют российская военная база и обезьяний питомник
Совместную грузино-абхазскую комиссию под эгидой МАГАТЭ планируется создать к весне для радиационного контроля объектов в Абхазии. Министр по охране окружающей среды Грузии Нино Чхобадзе сообщила газете «Время новостей», что беспокойство специалистов вызывает ситуация в Сухумском физико-техническом институте, знаменитом в бывшем СССР обезьяньем питомнике (по-научному -- Институт экспериментальной патологии и терапии) и на российской военной базе в Гудауте.
В прошлом году в Сухуми уже побывали эксперты МАГАТЭ, инспектировавшие сохранность радиоактивных веществ физтеха. Спустя несколько лет после завершения активных грузино-абхазских военных действий стало известно, что этот институт, основанный в 1945 году и включенный в систему засекреченных предприятий СССР, причастных к созданию атомной бомбы, был напичкан радиоактивными материалами (всего 244 наименования), включая 655 граммов обогащенного урана. Международное агентство по атомной энергии предложило построить новое, современное хранилище.
Вслед за физтехом настала очередь других объектов. Сухумские обезьяны не только радовали туристов или летали в космос. Нынешний руководитель этого заведения Сергей Ардзинба рассказал нам, что здесь проводились строго засекреченные биологические эксперименты. Приматам прививались вирусы лихорадки, полиомиелита, гепатита и так далее. Всего, по его словам, за институтом, включая Тамышский и Гумистинский заповедники в Абхазии и вспомогательные объекты на сопредельных российских территориях, числилось свыше семи тысяч обезьян, многие из которых имели самое настоящее стратегическое предназначение.
Сейчас, после войны и разрухи, в питомнике не больше трехсот особей. «Правительство Абхазии заботится о них по мере возможностей, но вот от российских ученых практически только обещания помочь», -- говорит Сергей Ардзинба. По данным Нино Чхобадзе, «в питомнике могут оставаться серьезные радиоактивные источники, поэтому проверка обязательна». Сергей Ардзинба сетует, что архив института сгорел, и соглашается принять представителей МАГАТЭ.
Российские военные базы -- это особая ситуация. Их в Грузии постепенно закрывают или передают местным военным, и при этом проверка на предмет радиационной безопасности обязательна. Когда два года назад закрывали Вазианскую, в нескольких километрах восточнее Тбилиси, по словам Нино Чхобадзе, обнаружили шесть источников цезия-137, которые нейтрализовали с помощью химиков из Группы российских войск в Закавказье. «Учитывая пример Вазианской базы, где источники открыто лежали даже под окнами штаба, российские военные сами должны быть заинтересованы проверить Гудауту», -- сказала Нино Чхобадзе.
К выводам грузинских экспертов в Абхазии, понятно, отнесутся с недоверием, но экспертов МАГАТЭ принимают. Тот же физтех -- проблема политическая: в последнее время разведчики в Тбилиси не исключают возможности переправки морем из Абхазии урана в Турцию, Ирак или Сирию. В мае неизвестные похитили из хранилища института цезий, видимо с целью продажи. Скандалов в Сухуми пытаются избежать.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси