|
|
N°231, 17 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ирак демонстрирует добрую волю по всем направлениям»
Российские бизнесмены подводят итоги сотрудничества с Ираком в этом году. Он был непростым. В связи с опасностью войны в Персидском заливе грядущий год обещает быть не менее сложным. Но замминистра иностранных дел России Юрий ФЕДОТОВ настроен оптимистично и в беседе с обозревателем газеты «Время новостей» Еленой СУПОНИНОЙ даже предсказывает будущим летом приостановку действующих против Ирака санкций.
-- В уходящем году работа российских бизнесменов в Ираке осложнилась благодаря стараниям американцев и из-за угрозы войны. А каких неприятностей ждать в новом году?
-- Жизнь российских компаний не осложнилась, а наоборот. 95% контрактов, подписанных с иракцами, в последние полгода утверждались ООН быстро, в течение 10 рабочих дней. Утверждение проходило по новой схеме, в соответствии с обзорным списком товаров (ОСТ). Это не запретительный список, но если товары, указанные в контракте, имеются в списке, то контракт попадает в комитет ООН по санкциям, где может быть блокирован. Раньше (когда черного списка не было, и все контракты проходили рассмотрение в комитете по санкциям. -- Ред.) почти все российские контракты тормозились комитетом, а мы с большим трудом это пытались разблокировать. Сейчас же все контракты, в которых нет товаров по списку ОСТ, утверждаются секретариатом ООН автоматически. Многие наши компании оценили это.
Есть, однако, проблемы финансирования: контракты утверждаются, а денег у иракцев под них нет. Это связано с уменьшением экспорта иракской нефти. Цена на нее определяется ООН ретроактивно (то есть сообщается торговцам уже после загрузки танкера, из-за чего трудно планировать прибыль; цель этого -- отсечь мелкие компании от торговли иракской нефтью. -- Ред.). Мы прилагаем усилия, чтобы изменить механизм ценообразования, но это непросто. США и Англия занимают жесткую позицию и блокируют наши предложения.
-- В Москве находится делегация госдепартамента США, обсуждающая поправки к обзорному списку товаров. О чем идут переговоры?
-- Американцы предлагают расширить список. Но это не означает, что их предложения будут приняты. Консультации продолжатся в Нью-Йорке. Надеемся, выйдем на решения, которые устроят обе стороны. Американцы предлагают включить в список те товары двойного назначения, которые, как они считают, могут быть использованы Ираком в военных целях. К примеру, американцы обеспокоены атропином в индивидуальных упаковках для инъекций. Атропин -- обычное лекарство. Но также эти инъекции -- антидот (противоядие. -- Ред.) против некоторых видов химического оружия.
-- Что же американцы сразу не внесли это в список -- еще весной, когда он утверждался?
-- Ну, они как бы спохватились. Но с самого начала мы договаривались с американцами, что список может меняться. Нас тоже кое-что в нем не устраивает, и мы оставили свободу для маневра. За полгода выяснилось, что все работает нормально, за исключением того, что связано с грузовой автотехникой. Тут установлены ограничения, которые не совсем оправданны. Мы предлагаем поправки для упрощения поставок в Ирак этой продукции гражданского назначения. Так что если американцы будут настаивать на своих дополнениях, мы будем настаивать на наших. Совет Безопасности ООН должен по возможности принять изменения к списку к 4 января.
-- Есть ли среди новых предложений те, что осложнят бизнес нефтяников в Ираке?
-- Пожалуй, нет. В основном химия, лекарства, антидоты, электронное оборудование.
-- Юрий Викторович, иракцы только что передали многотомный отчет о состоянии своего ВПК в СБ ООН, как требовалось. Что дальше?
-- В СБ ООН принято решение об особых процедурах работы над этим докладом, так как он содержит массу чувствительной, рискованной информации. На основании этого доклада какие-то другие страны и организации могли бы ускорить собственные программы создания ядерного оружия. Первым на это обратил внимание глава ЮНМОВИК (комиссии ООН по разоружению Ирака. -- Ред.) Ханс Бликс. Поэтому пока речь не об оценке доклада по существу, а о выявлении наиболее чувствительных его фрагментов. Только к концу недели ЮНМОВИК представит доклад уже для всех членов СБ ООН, но в скорректированном виде.
-- Но пять постоянных членов СБ ООН познакомились с докладом полностью.
-- Пять постоянных членов СБ ООН являются ядерными державами. У них особая роль в вопросах нераспространения.
Еще какое-то время уйдет на дальнейший анализ доклада. Он переведен на английский язык только частично. С арабского не переведено 500 страниц основного текста, а приложения практически все на арабском.
-- Может, иракцы пишут по-арабски, чтобы потянуть время?
-- Имеют право. Арабский язык -- официальный язык ООН. К этому все относятся спокойно. Но, действительно, доклад очень объемный. Его оценка -- задача ЮНМОВИК и МАГАТЭ. Только они имеют на это мандат, обладая необходимым опытом. Они представят свои выводы в СБ ООН.
-- Если инспекторы ООН в начале будущего года придут к выводу, что в Ираке нет оружия массового уничтожения, то тогда с Ирака снимут санкции?
-- Сейчас в Ираке ведь идут не полномасштабные инспекции, которые предусмотрены резолюцией 1284 СБ ООН (принята в декабре 1999 года. - Ред.). Пока это пробные инспекции. Отлаживаются механизмы сотрудничества. Все идет неплохо. 27 января Ханс Бликс представит доклад о первых двух месяцах инспекций. А уже на его основании будет составлена программа полномасштабных инспекций, которую утвердит СБ ООН. Через 120 дней, в зависимости от прогресса и степени сотрудничества с Ираком, можно ставить вопрос о приостановке санкций. Ориентировочно это будет конец июля. Для отмены санкций необходимо, чтобы Ирак полностью ликвидировал оружие массового уничтожения. Хотя значительная его часть ликвидирована, остались непроясненные вопросы. Но по резолюции 1284 санкции могут быть приостановлены и до того, как будут полностью даны ответы на все вопросы. Главное, чтобы был прогресс, чтобы Ирак сотрудничал.
-- Но санкции против Ирака -- кормушка для ООН, а ООН от кормушки не хочет отказываться. Ведь в рамках санкций Багдад отчисляет часть доходов от экспорта нефти в ООН.
-- ООН ничего от Ирака не получает. Более того, Ирак не может даже платить свои взносы в ООН. Иракцы говорят, что если и заплатят, то со своих замороженных счетов. А те 25% от поступлений с продажи нефти, что Ирак перечисляет в компенсационную комиссию ООН, идут на компенсации тем, кто пострадал во время иракской оккупации Кувейта в 1990 году, и на функционирование гуманитарных программ, которые действуют в пользу того же Ирака. Но, действительно, Россия воздержалась при голосовании по резолюции 1284 как раз потому, что в ней не содержалось четких финансовых условий приостановки санкций. Этот вопрос нужно проработать.
-- Работа инспекторов по разоружению Ирака тоже оплачивается из иракских же денег?
-- Работу инспекторов финансирует Ирак, но это небольшие деньги.
-- Сколько сейчас в Багдаде российских инспекторов?
-- Два или три человека. Семь человек в аппарате Бликса в Нью-Йорке, и еще девятнадцать прошли курсы ЮНМОВИК. Кстати, американцев меньше, чем россиян.
-- Не станут ли инспекторы в Ираке заложниками в случае войны?
-- Думаю, этого не произойдет. Сама работа инспекторов является гарантией того, что военные действия не начнутся. Другое дело, если произойдет кризис, срыв. Тогда Совбез будет решать, что делать.
-- Могут сами инспекторы спровоцировать кризис?
-- Нет, не думаю. Не в их интересах. Они должны получить как можно больше информации для СБ ООН. С точки зрения профессионального самоуважения, им это важнее.
-- Но вы допускаете возможность кризиса. Значит, остаются иракцы, которые могут его вызвать неадекватной реакцией?
-- Все может быть. Но пока мы очень удовлетворены тем, что инспекции проходят гладко, без сбоев. Когда инспекторы по разоружению проходили обучение, то их внимание постоянно обращалось на необходимость уважать национальные особенности Ирака, считаться с его суверенитетом. Мы удовлетворены и конструктивной взвешенной линией Ирака. Она является логическим продолжением того курса, который был взят Багдадом после сентября, когда он объявил о готовности принять инспекторов без всяких условий. Наблюдается прогресс и в других направлениях. В Ирак приглашен Юлий Воронцов, спецпредставитель Генсека ООН по проблеме лиц, пропавших без вести в ходе иракского вторжения в Кувейт. Последние годы иракцы уходили от контактов с ним, а теперь сами пригласили, обсуждаются сроки визита. Готовится доклад по этому вопросу. По всем направлениям Ирак демонстрирует добрую волю.
-- Американцы с их планами войны против Ирака мешают этому хорошему сотрудничеству?
-- А может, наоборот? Может, это хорошее сотрудничество мешает американским планам?
-- И все же США продолжают угрожать Ираку. Как вы это расцениваете?
-- Угрозы продолжаются. Но ситуация под контролем СБ ООН. Сила против Ирака не может быть применена автоматически. Решать будет Совбез.
Глава российского МИДа Игорь Иванов направил послание руководству Ирака, в котором «призвал приостановить реализацию решения об аннулировании контракта с российской нефтяной компанией ЛУКОЙЛ на разработку месторождения Западная Курна». Находящийся на Филиппинах министр подчеркнул, что призыв Москвы высказан «достаточно твердо». В послании содержится предложение найти взаимоприемлемое решение проблемы. По словам посла Ирака в Москве Аббаса Халафа, Багдад аннулировал контракт с нефтяной компанией ЛУКОЙЛ, поскольку с момента его заключения в 1997 году этот российский партнер в стране не работал. Российская сторона с доводами Ирака не согласна и считает их необоснованными. АР
Беседовала Елена СУПОНИНА